КЕРЕНКИ, СИБИРКИ, СКОРОХОДОВКИ.

В помощь бонисту. Книги, каталоги, статьи и т.д.

Модератор: Юрий 61

Ответить
Аватара пользователя
СОБЕСЕДНИК
СЛУШАТЕЛЬ 2-го КУРСА
Сообщения: 190
Зарегистрирован: 04 май 2018, 11:01
Репутация: 14
Откуда: Там, где клён шумит.
Благодарил (а): 96 раз
Поблагодарили: 101 раз
Контактная информация:

КЕРЕНКИ, СИБИРКИ, СКОРОХОДОВКИ.

#1

Сообщение СОБЕСЕДНИК »

КЕРЕНКИ, СИБИРКИ, СКОРОХОДОВКИ.
Автор: Екатерина ХОРЗОВА

Дела столичные
У любой новой власти один из символов самоутверждения – деньги. Не стало исключением и Временное правительство, решившее выпускать собственные купюры практически сразу после прихода к власти. Они были двух видов: кредитные билеты 250 и 1000 рублей («думские») и казначейские знаки 20 и 40 рублей (керенки). Одновременно Временное правительство сделало заказ на изготовление купюр высокого качества в США.
Однако для выпуска денег была и другая, экономически обусловленная причина. Денежное обращение в стране еще при Первой мировой войне претерпело кардинальные изменения. Война требовала больших финансовых расходов для производства оружия. Царское правительство включило печатный станок. Покупательская способность бумажного рубля упала до 27 копеек. К 1918 году - и вовсе до четырех. Население, привыкшее жить в условиях, когда золотой рубль был одной из самых устойчивых валют в мире, с началом войны столкнулось с запретом свободного обмена бумажных денег на золото. Люди стали прятать в чулок не только золотые червонцы и серебряные рубли, но и медные копейки, доверяя им больше, чем бумажным рублям. Подобная бережливость и вызвала нехватку разменных денег в повседневной жизни и рост цен (в 1914 году – на 29%, в 1917 году – на 683%). Вместо монет с 1915 года активно использовались разменные казначейские знаки и деньги-марки. Начались товарно-денежные спекуляции.
Но в 1917 году полной замены дореволюционных денег купюрами Временного правительства не произошло, и в кошельках людей новые деньги перемешались с царскими, продолжавшими печататься. На новых купюрах население увидело новые символы. На обороте 1000-рублевой «думской» был изображен Таврический дворец, где заседала Госдума (отчего деньги эти и получили в народе такое наименование). Кроме того, на «думских» кредитках была и свастика.
Изображение
Еще царским правительством заготавливались кредитные билеты для Монголии, где свастика является культурно-религиозным символом. Этот заказ не был реализован, однако клише остались, – рассказал кандидат исторических наук, главный архивист Центра изучения истории Гражданской войны, доцент ОмГТУ Дмитрий ПЕТИН. – Клише в 1917 году несколько подправили, и у Временного правительства получились собственные дензнаки с курьезной символикой: свастика вместе с «раздетым» орлом (без регалий).

«Думские» появились в обращении весной-летом 1917-го. Одновременно с ними осенью выпустили казначейские знаки размером со спичечный коробок номиналом 20 и 40 рублей, в широком обиходе – керенки (по фамилии главы Временного правительства А.Ф. Керенского). Они изготавливались по образцу консульской пошлинной марки с несколько измененным ее клише, что убыстряло и удешевляло их производство. У них не было серии и номера, года выпуска и подписей должностных лиц Госбанка. Для удобства и экономии времени листы с купюрами не разрезали и выдавали зарплату целыми страницами. Поэтому любой мог взять ножницы и вырезать нужную сумму. Из-за низкого качества керенки часто подделывали.
Как же относилось население к таким новшествам?
К «думским» кредитным билетам – более-менее доверчиво. Керенки вызывали больше сомнений. И проблемы с ними возникали в основном у иностранцев, – пояснил Дмитрий Петин. – Видя непрезентабельные денежные знаки, они всегда задавались вопросом: что русские пытаются отдать им в расчет? Таких казусных ситуаций оказывалось предостаточно в Сибири, но не у нас, а в восточной ее части, где было много монголов и китайцев, торговавших чаем и другими товарами. Торговцы порой настойчиво требовали разменную монету – золотую или серебряную, ну или привычные кредитные билеты.
Омск: без острых перемен
– Особых изменений в 1917 году в финансовой жизни Сибири, в частности в нашем городе, не происходило, они появились позже. Все же разменный кризис оказался не таким острым, как в Забайкалье или на Дальнем Востоке, где ситуация была критическая. Например, люди приходили в банк, а кассиры им не могли ни выдать каких-либо сумм, ни принять наличность, так как попросту не было мелких денег. В Омске финансовое положение было более-менее спокойно, – отметил Дмитрий Петин.
Изображение
На рубеже 1917–1918 годов Омск спасало то, что он стоял на Транссибе, по которому регулярно из центра страны шли поезда не только с людьми и грузами, но и с необходимыми для размена деньгами. В Забайкалье и на Дальний Восток поезда доходили с двухмесячным опозданием. Повсеместно в Сибири ситуация усугублялась наличием многих брешей в бюджете. Новые центральные власти направляли деньги, стремясь как можно быстрее закрыть эти бреши. Но в основном из центра стали поступать крупные купюры, и местные власти ломали голову над тем, как их поделить.
Серьезные проблемы в Омске начались в 1918 году. И связано было это уже с Гражданской войной. По словам Дмитрия Петина, схожие финансовые сложности были и у большевиков, и у белогвардейцев. Так, в красной Москве, как и в белом Омске, бывали случаи, когда зарплату нескольким работникам в кассе выдавали одной купюрой: как хотите, так и меняйте 5000 рублей на десятерых.
Это приводило к появлению спекулянтов, которые меняли крупные купюры по выгодному для себя курсу.
Тотальный крах
Основные изменения в денежном обращении начались в Омске после прихода антисоветской власти. Белый минфин на волне успеха борьбы с красными решил изъять из обращения керенки весной 1919 года. Вместо них планировалось ввести в обращение те самые купюры из США, заказанные еще Временным правительством: А.В. Колчак подтвердил заказ и платил за печать золотом. Но товар задерживался: американские деньги стали инструментом политических манипуляций интервентов.
Изображение
Для решения сложившейся проблемы с нехваткой разменных денег белые власти начали печать денег в Сибири. Омск стал центром по производству сибирских рублей – «сибирок». Они выпускались двух видов: казначейские знаки (1, 3, 5, 10 и 300 рублей) и краткосрочные обязательства государственного казначейства (500, 1000 и 5000 рублей).
В народе сибирские казначейские знаки именовали «скороходовками»: на них стояла подпись главы Центрального управления Госбанка А.А. Скороходова. Казначейские обязательства также напоминали дореволюционные обязательства, за размер и продолговатую форму листа народ прозвал их «языками». Но чаще всего, конечно, звучало «сибирки» или «омские».
«Сибирки» получили самое широкое распространение – от Поволжья до Дальнего Востока, однако завоевать доверие среди населения, хотя бы такое, как у керенок, им не удалось.
Из-за невысокого качества печати «сибирки» часто подделывались. Реформа по изъятию керенок в Сибири колчаковским минфином в целом была провалена, потому что белые сделали ставку на ресурс извне – заказанные в США купюры. В отличие от белых, большевики ориентировались исключительно на собственные ресурсы, в том числе и в денежном вопросе. Американские деньги пришли слишком поздно и сыграли роковую роль во внутренней политике белой Сибири, – подытожил Дмитрий Петин. – Правительство Колчака, задумывая денежную реформу, делало ставку только на победу и не брало в расчет поражение, недооценив своего противника.
Изображение

Ответить

Вернуться в «БОНИСТИКА. Общие вопросы»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей