Средняя Азия.
- mirzao
- АКАДЕМИК ФОРУМА
- Сообщения: 3512
- Зарегистрирован: 08 дек 2016, 21:31
- Репутация: 164
- Откуда: г. Ургенч
- Благодарил (а): 1241 раз
- Поблагодарили: 2469 раз
- Контактная информация:
Средняя Азия.
Итак, будем рассматривать 1е фотко и назовём его "КУДУК" т.е. "колодец".
Читаем надпись на стене над колодцем слева от старца: "Хивак дикан кудук"
Получается как бы "хивинский магазин-колодец"- это не совсем понятно!
Можно подумать что старец сидит и продаёт воду из колодца!?
Колодец в-основном делали или с барабаном с железной цепью или натянутой
верёвкой из конопли или без барабана с последующей опусканием и поднятием воды
вручную при помощи верёвки в конце которой был привязан крюк железный для
ведра. Да-да, не удивляйтесь, верёвку в старину делали именно из конопли!
Это потом изощрённый ум человека "вытянет" из самого растения разные
компоненты для самоубийства самого человека! А раньше конопля хорошо служила
человеку. Я помню веточками конопли обкладывали сарайчики где были домашние животные,
например,курятники- и ни одна блоха не заводилась в курятнике или на теле животного!
Ни одного паразита не было! Правда этими самыми "компонентами" тоже пользовались, но как?
В конце рабочего дня уставшие, еле передвигающиеся мужики садились за стол и по их
просьбе если они очень устали им подавали чай с примесью этой самой конопли или же
при помощи чилима обкуривались и сразу валились спать!- а на завтра опять здоровенькие
шли работать и работать с утра до ночи! Никогда не болели! Некогда было болеть!
И наркоманами они не становились!
Вернёмся к надписи над колодцем. Тут возникает разночтения.Последнее слово "кудук"
может обозначать только "колодец"- тут всё понятно!. А вот слово, которое стоит
перед ним- это на совсем однозначное- оно может переводиться и как "икан" т.е.
"камышёвый", сделанный из камыша! Такое раньше практиковалось- сначала слой
жжёного кирпича, потом слой прессованного камыша, для просачивания воды как бы
через фильтр!- потом опять несколько слоёв кирпича и опять слой камыша!
И в зависимости от этого данная надпись уже можно перевести как:
"Хивинец и камышовый колодец".
Читаем надпись на стене над колодцем слева от старца: "Хивак дикан кудук"
Получается как бы "хивинский магазин-колодец"- это не совсем понятно!
Можно подумать что старец сидит и продаёт воду из колодца!?
Колодец в-основном делали или с барабаном с железной цепью или натянутой
верёвкой из конопли или без барабана с последующей опусканием и поднятием воды
вручную при помощи верёвки в конце которой был привязан крюк железный для
ведра. Да-да, не удивляйтесь, верёвку в старину делали именно из конопли!
Это потом изощрённый ум человека "вытянет" из самого растения разные
компоненты для самоубийства самого человека! А раньше конопля хорошо служила
человеку. Я помню веточками конопли обкладывали сарайчики где были домашние животные,
например,курятники- и ни одна блоха не заводилась в курятнике или на теле животного!
Ни одного паразита не было! Правда этими самыми "компонентами" тоже пользовались, но как?
В конце рабочего дня уставшие, еле передвигающиеся мужики садились за стол и по их
просьбе если они очень устали им подавали чай с примесью этой самой конопли или же
при помощи чилима обкуривались и сразу валились спать!- а на завтра опять здоровенькие
шли работать и работать с утра до ночи! Никогда не болели! Некогда было болеть!
И наркоманами они не становились!
Вернёмся к надписи над колодцем. Тут возникает разночтения.Последнее слово "кудук"
может обозначать только "колодец"- тут всё понятно!. А вот слово, которое стоит
перед ним- это на совсем однозначное- оно может переводиться и как "икан" т.е.
"камышёвый", сделанный из камыша! Такое раньше практиковалось- сначала слой
жжёного кирпича, потом слой прессованного камыша, для просачивания воды как бы
через фильтр!- потом опять несколько слоёв кирпича и опять слой камыша!
И в зависимости от этого данная надпись уже можно перевести как:
"Хивинец и камышовый колодец".
- mirzao
- АКАДЕМИК ФОРУМА
- Сообщения: 3512
- Зарегистрирован: 08 дек 2016, 21:31
- Репутация: 164
- Откуда: г. Ургенч
- Благодарил (а): 1241 раз
- Поблагодарили: 2469 раз
- Контактная информация:
Средняя Азия.
Филинсова! Простите, а нельзя по первоисточнику узнать где именно расположен
данный на фото колодец? Просто захотелось попить водички из данного колодца!!!
Вода из этих колодцев, как минимум 2хсот летних и 3хсотлетних, считалась как целебная!!!
данный на фото колодец? Просто захотелось попить водички из данного колодца!!!
Вода из этих колодцев, как минимум 2хсот летних и 3хсотлетних, считалась как целебная!!!
- mirzao
- АКАДЕМИК ФОРУМА
- Сообщения: 3512
- Зарегистрирован: 08 дек 2016, 21:31
- Репутация: 164
- Откуда: г. Ургенч
- Благодарил (а): 1241 раз
- Поблагодарили: 2469 раз
- Контактная информация:
Средняя Азия.
Рассмотрим теперь сюжет с охотником.
Вверху слева написано: "Хваразм овчилари кушлари ва итлари" и проставлен год 1310-
правда последняя цифра в годе не совсем чёткая, но здесь это мало играет роли.
Надпись можно перевести как: "Хорезмские охотничьи птицы и собаки"
1310 г.х. соответствует годам правления Мухаммада Рахима 2-го -это примерно конец
19-го века- 1890-е годы! Сам Мухаммад Рахим-хан отойдёт в мир иной в 1910 году.
Сама фотография мне не очень нравится так как бросается в глаза элементы монтажа.
Например, на правую руку охотника как-то неестественно посадили сразу 2х соколов,
внизу под конем почему-то разложился ещё какой-то мужик неизвестно зачем!
Посадили тут же местного лабрадора - но это нормально, собак этой породы берут и в наши
дни когда идут на охоту чтобы пострелять уток и кашкалдаков, а они водятся там, где озёра
и конечно будут падать в воду- и здесь лабрадор незаменимый помощник так как очень
хорошо плавает!
Вверху слева написано: "Хваразм овчилари кушлари ва итлари" и проставлен год 1310-
правда последняя цифра в годе не совсем чёткая, но здесь это мало играет роли.
Надпись можно перевести как: "Хорезмские охотничьи птицы и собаки"
1310 г.х. соответствует годам правления Мухаммада Рахима 2-го -это примерно конец
19-го века- 1890-е годы! Сам Мухаммад Рахим-хан отойдёт в мир иной в 1910 году.
Сама фотография мне не очень нравится так как бросается в глаза элементы монтажа.
Например, на правую руку охотника как-то неестественно посадили сразу 2х соколов,
внизу под конем почему-то разложился ещё какой-то мужик неизвестно зачем!
Посадили тут же местного лабрадора - но это нормально, собак этой породы берут и в наши
дни когда идут на охоту чтобы пострелять уток и кашкалдаков, а они водятся там, где озёра
и конечно будут падать в воду- и здесь лабрадор незаменимый помощник так как очень
хорошо плавает!
- Филинсова
- АКАДЕМИК ФОРУМА
- Сообщения: 1000
- Зарегистрирован: 30 мар 2017, 10:09
- Репутация: 114
- Благодарил (а): 131 раз
- Поблагодарили: 768 раз
- Контактная информация:
Средняя Азия.
После Вашего объяснения, уважаемый mirzao, я внимательно рассмотрел фото, хотя сам снимок довольно старый однако видно, что он переснят - по бокам оригинал прижат какими то кругляшками с надписью "союз".
Понятно, что фото постановочное, а мужик лежащий внизу вероятно коновод.
Понятно, что фото постановочное, а мужик лежащий внизу вероятно коновод.
- mirzao
- АКАДЕМИК ФОРУМА
- Сообщения: 3512
- Зарегистрирован: 08 дек 2016, 21:31
- Репутация: 164
- Откуда: г. Ургенч
- Благодарил (а): 1241 раз
- Поблагодарили: 2469 раз
- Контактная информация:
Средняя Азия.
Вернёмся к предыдущему фото.Мужик,лежащий внизу вообще не должен там лежать-это нонсенс!
Тут же рядом имеется специальное возвышение (спа), фундамент которого сделан из жжёного
кирпича и кирпичи ставились не плашмя, а на ребро и одного ряда вполне хватало,чтобы защититься
от сырости земли!Хивинцы панически боялись сырости земли и старались по возможности избегать
сесть или лечь на сырую землю, так как это 100% подхватить радикулит и невозможность после
этого работать!Поэтому они везде, где бы они хотели отдыхать, то сначала воздвигали "спа"
чтобы в дальнейшем расстелить на ней палас, а на палас курпачу с подушкой!
Сначала при первом взгляде на фото моё сердце ёкнуло так как я подумал, что это дом моей тёти
(старшей сестры моего отца) и этот дом был расположен недалеко от западных ворот Хивы,
буквально метрах в десяти от Куня-Арка!Но вот этот подколонник слишком высокий и посаженный
прямо на "спу"-это невозможно!- так не делали! У моей тёти тоже была там колонна (деревянная
резная) но она сидела на подколоннике, врытой в землю!Тут явно напартачили!
Тут же рядом имеется специальное возвышение (спа), фундамент которого сделан из жжёного
кирпича и кирпичи ставились не плашмя, а на ребро и одного ряда вполне хватало,чтобы защититься
от сырости земли!Хивинцы панически боялись сырости земли и старались по возможности избегать
сесть или лечь на сырую землю, так как это 100% подхватить радикулит и невозможность после
этого работать!Поэтому они везде, где бы они хотели отдыхать, то сначала воздвигали "спа"
чтобы в дальнейшем расстелить на ней палас, а на палас курпачу с подушкой!
Сначала при первом взгляде на фото моё сердце ёкнуло так как я подумал, что это дом моей тёти
(старшей сестры моего отца) и этот дом был расположен недалеко от западных ворот Хивы,
буквально метрах в десяти от Куня-Арка!Но вот этот подколонник слишком высокий и посаженный
прямо на "спу"-это невозможно!- так не делали! У моей тёти тоже была там колонна (деревянная
резная) но она сидела на подколоннике, врытой в землю!Тут явно напартачили!
- Филинсова
- АКАДЕМИК ФОРУМА
- Сообщения: 1000
- Зарегистрирован: 30 мар 2017, 10:09
- Репутация: 114
- Благодарил (а): 131 раз
- Поблагодарили: 768 раз
- Контактная информация:
Средняя Азия.
Сколько времени пролежал мужик -коновод на сырой земле - пару-тройку минут, думаю, что даже панически боявшийся сырости человек понимал, что за это время ничего с ним не случится, особенно в таком халате, видимо подбитом ватой.
Просьба уточнить - хорезмские или хивинские охотничьи животные.
Просьба уточнить - хорезмские или хивинские охотничьи животные.
- mirzao
- АКАДЕМИК ФОРУМА
- Сообщения: 3512
- Зарегистрирован: 08 дек 2016, 21:31
- Репутация: 164
- Откуда: г. Ургенч
- Благодарил (а): 1241 раз
- Поблагодарили: 2469 раз
- Контактная информация:
Средняя Азия.
Да, там на самой фотке написано очень чётко, что животные там "Хварезмийские", для меня это
одно и то же!- просто понятие "Хорезм" более обширное, а "Хива" это хоть и столица Хорезма,
но всё равно это только часть Хорезма!
одно и то же!- просто понятие "Хорезм" более обширное, а "Хива" это хоть и столица Хорезма,
но всё равно это только часть Хорезма!
- mirzao
- АКАДЕМИК ФОРУМА
- Сообщения: 3512
- Зарегистрирован: 08 дек 2016, 21:31
- Репутация: 164
- Откуда: г. Ургенч
- Благодарил (а): 1241 раз
- Поблагодарили: 2469 раз
- Контактная информация:
Средняя Азия.
Хотя по фото с охотником хочется ещё рассказать, но остановимся на этом
и перейдём на фото с оросительным каналом Палван-яб и собравшимся там большинству народа на "казув"!
Прежде чем узнать что обозначает это страшное слово "казув"- мы приведём тут список системы
налогов существующих в то время на граждан Хорезма (конец 19-го века и начало 20-века)
1. Бегор – трудовая повинность (хашар)
2. Казув – 12-тидневные работы по очистке и расширению каналов.
3. Олгут – единовременно взимаемый налог
4. Солгут – каждая из 22 пунктов единовременного налога
5. Милтик солиги – пошлина за владение оружием.
6. Улок тутув – пошлина за владение лошадьми.
7. Кунолга-кунак солгути – повинность содержания гостей.
8. Суйсун солиги – жертвоприношение скота, с приготовлением плова.
9. Чопар пули – налог на содержание гонцов.
10. Тарози пули – оплата за место на рынке.
11. Миробона – налог на содержание мирабов (распределителей воды).
12. Дарбозабон пули – оплата за вход на рынок.
13. Отланув пули – оплата за путешествие в составе каравана.
14. Ипак пули – налог на 1/40 прибыли (закот).
15. Мир туман – налог на содержание местного хакима.
16. Шиговул пули – налог на обустройство дорог.
17. Коровул пули – оплата за услуги охраны.
18. Пул солиги – налог на содержание казначея.
19. Курубон пули – пошлина за пользование лесом (тугаями)
20. Мушрибона – налог на содержание смотрителя урожая.
21. Афанак пули – штраф за неиспользование плодородной земли.
22. Чувик пули – (неопределено)
23. Оломон пули – другие штрафы.
24. Тутун пули – на противопожарную безопасность
и перейдём на фото с оросительным каналом Палван-яб и собравшимся там большинству народа на "казув"!
Прежде чем узнать что обозначает это страшное слово "казув"- мы приведём тут список системы
налогов существующих в то время на граждан Хорезма (конец 19-го века и начало 20-века)
1. Бегор – трудовая повинность (хашар)
2. Казув – 12-тидневные работы по очистке и расширению каналов.
3. Олгут – единовременно взимаемый налог
4. Солгут – каждая из 22 пунктов единовременного налога
5. Милтик солиги – пошлина за владение оружием.
6. Улок тутув – пошлина за владение лошадьми.
7. Кунолга-кунак солгути – повинность содержания гостей.
8. Суйсун солиги – жертвоприношение скота, с приготовлением плова.
9. Чопар пули – налог на содержание гонцов.
10. Тарози пули – оплата за место на рынке.
11. Миробона – налог на содержание мирабов (распределителей воды).
12. Дарбозабон пули – оплата за вход на рынок.
13. Отланув пули – оплата за путешествие в составе каравана.
14. Ипак пули – налог на 1/40 прибыли (закот).
15. Мир туман – налог на содержание местного хакима.
16. Шиговул пули – налог на обустройство дорог.
17. Коровул пули – оплата за услуги охраны.
18. Пул солиги – налог на содержание казначея.
19. Курубон пули – пошлина за пользование лесом (тугаями)
20. Мушрибона – налог на содержание смотрителя урожая.
21. Афанак пули – штраф за неиспользование плодородной земли.
22. Чувик пули – (неопределено)
23. Оломон пули – другие штрафы.
24. Тутун пули – на противопожарную безопасность
- mirzao
- АКАДЕМИК ФОРУМА
- Сообщения: 3512
- Зарегистрирован: 08 дек 2016, 21:31
- Репутация: 164
- Откуда: г. Ургенч
- Благодарил (а): 1241 раз
- Поблагодарили: 2469 раз
- Контактная информация:
Средняя Азия.
Древние хорезмийцы, заменяя естественный проток искусственным,
все же оставались в полной зависимости от режима реки, так как не научились
еще регулировать его в целях ирригации. Поэтому они для устройства головы
канала искали на берегу реки такие места, где бы вода во время паводка самотеком пошла по каналу.
Такие каналы носят название «паводковых», так как они действуют эффективно исключительно
только во время паводков. Хорезмские земледельцы с большим вниманием следят за
наступлением этого периода на Аму-Дарье. Люди, умевшие предсказать время начала паводков,
пользовались в оазисе большой популярностью.
В Хорезме издревле существовал календарь паводков, в котором точно были установлены
приметы наступления тех или иных изменений в режиме реки. Первый паводок по этому
календарю называется «Кок-камыш-дошуви» (паводок зеленого камыша). Начинается он в то время,
когда вырастает первый молодой камыш на островах и озерах.
Это время соответствует двадцатым числам марта. Быстрое или медленное прорастание камыша,
по утверждению хорезмцев, предопределяет нормальное наступление паводка или его запаздывание.
Второй паводок называется «Ак-балык-дошуви» (паводок белорыбицы) и приходится на середину апреля,
так как в это время начинается движение белорыбицы из Аральского моря вверх по Аму-Дарье.
Третий — «Юлдуз-дошуви» (паводок созвездия Плеяды) — приходится на середину мая.
Хорезмцы приурочивают этот паводок к появлению созвездия Плеяды.
Четвертый — «кырк-чилгов-дошуви» (период сорокадневной жары) — начинается во второй
половине июня и кончается в начале августа. Продолжительность этого паводка
определяется в 40 дней. Бируни относит начало этого паводка к 24 числу месяца хазиран
(июнь), а его наибольшее усиление—к 25 числу месяца тумуз (июль).
Ежегодно с наступлением сезона предпосевных и летних поливов земледельцев охватывает
беспокойство: наступят ли в срок, не запоздают ли паводки? В прежнее время в случае
запаздывания паводка начиналось традиционное торжественное молебствие.
Духовенство выступало из Хивы (слух о чем, молниеносно распространялся по всему Хорезму
и собиралось на островке Аралча-Аулия (святой островок), расположенном на низовом участке Тюя-Муюна.
Туда же съезжались представители родовой знати и вообще вся знать страны.
Они привозили с собой дары для духовенства и быков для жертвоприношения.
По рассказам очевидцев, по окончании моления в реку бросали зарезанного быка как жертву
духу—покровителю воды. Этот обычай широко практиковался и в отношении паводковых каналов.
Существует рассказ о том, что при пуске воды во вновь прорытую голову Ташсака,
Аллакули-хан лично принес в жертву быка.
Все древние общины стран Востока находились в полной зависимости от паводков;
они ликовали, когда в реках поднимался уровень воды и способствовал наполнению каналов,
и страдали, если паводка не было. Они приписывали это воле богов и духов и старались им угождать,
чтобы добиться их милости.
все же оставались в полной зависимости от режима реки, так как не научились
еще регулировать его в целях ирригации. Поэтому они для устройства головы
канала искали на берегу реки такие места, где бы вода во время паводка самотеком пошла по каналу.
Такие каналы носят название «паводковых», так как они действуют эффективно исключительно
только во время паводков. Хорезмские земледельцы с большим вниманием следят за
наступлением этого периода на Аму-Дарье. Люди, умевшие предсказать время начала паводков,
пользовались в оазисе большой популярностью.
В Хорезме издревле существовал календарь паводков, в котором точно были установлены
приметы наступления тех или иных изменений в режиме реки. Первый паводок по этому
календарю называется «Кок-камыш-дошуви» (паводок зеленого камыша). Начинается он в то время,
когда вырастает первый молодой камыш на островах и озерах.
Это время соответствует двадцатым числам марта. Быстрое или медленное прорастание камыша,
по утверждению хорезмцев, предопределяет нормальное наступление паводка или его запаздывание.
Второй паводок называется «Ак-балык-дошуви» (паводок белорыбицы) и приходится на середину апреля,
так как в это время начинается движение белорыбицы из Аральского моря вверх по Аму-Дарье.
Третий — «Юлдуз-дошуви» (паводок созвездия Плеяды) — приходится на середину мая.
Хорезмцы приурочивают этот паводок к появлению созвездия Плеяды.
Четвертый — «кырк-чилгов-дошуви» (период сорокадневной жары) — начинается во второй
половине июня и кончается в начале августа. Продолжительность этого паводка
определяется в 40 дней. Бируни относит начало этого паводка к 24 числу месяца хазиран
(июнь), а его наибольшее усиление—к 25 числу месяца тумуз (июль).
Ежегодно с наступлением сезона предпосевных и летних поливов земледельцев охватывает
беспокойство: наступят ли в срок, не запоздают ли паводки? В прежнее время в случае
запаздывания паводка начиналось традиционное торжественное молебствие.
Духовенство выступало из Хивы (слух о чем, молниеносно распространялся по всему Хорезму
и собиралось на островке Аралча-Аулия (святой островок), расположенном на низовом участке Тюя-Муюна.
Туда же съезжались представители родовой знати и вообще вся знать страны.
Они привозили с собой дары для духовенства и быков для жертвоприношения.
По рассказам очевидцев, по окончании моления в реку бросали зарезанного быка как жертву
духу—покровителю воды. Этот обычай широко практиковался и в отношении паводковых каналов.
Существует рассказ о том, что при пуске воды во вновь прорытую голову Ташсака,
Аллакули-хан лично принес в жертву быка.
Все древние общины стран Востока находились в полной зависимости от паводков;
они ликовали, когда в реках поднимался уровень воды и способствовал наполнению каналов,
и страдали, если паводка не было. Они приписывали это воле богов и духов и старались им угождать,
чтобы добиться их милости.
- Филинсова
- АКАДЕМИК ФОРУМА
- Сообщения: 1000
- Зарегистрирован: 30 мар 2017, 10:09
- Репутация: 114
- Благодарил (а): 131 раз
- Поблагодарили: 768 раз
- Контактная информация:
Средняя Азия.
Не совсем понятно, откуда берутся паводки в Хорезме - в понимании русского паводок это весенний разлив реки в результате таяния зимних запасов снега, видимо в слово паводок Вы, mirzao, вкладываете другое понятие.
- mirzao
- АКАДЕМИК ФОРУМА
- Сообщения: 3512
- Зарегистрирован: 08 дек 2016, 21:31
- Репутация: 164
- Откуда: г. Ургенч
- Благодарил (а): 1241 раз
- Поблагодарили: 2469 раз
- Контактная информация:
Средняя Азия.
Чтобы более наглядно прояснить суть данного явления приведу фото другого канала Шават -
это в Ургенче и разделяет город ровно на 2 части протекая с востока на запад.
Паводок — фаза водного режима реки, которая может многократно повторяться
в различные сезоны года, характеризуется интенсивным (обычно кратковременным)
увеличением расходов и уровней воды
и вызывается дождями или обильным снеготаянием во время оттепелей.
У нас в Хорезме всё зависит от поведения главной реки Узбекистана - конечно же, это АМУ-ДАРЬЯ!...продолжение следует.....
это в Ургенче и разделяет город ровно на 2 части протекая с востока на запад.
Паводок — фаза водного режима реки, которая может многократно повторяться
в различные сезоны года, характеризуется интенсивным (обычно кратковременным)
увеличением расходов и уровней воды
и вызывается дождями или обильным снеготаянием во время оттепелей.
У нас в Хорезме всё зависит от поведения главной реки Узбекистана - конечно же, это АМУ-ДАРЬЯ!...продолжение следует.....
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 9 гостей