Страница 1 из 1

Господствующий квас.

Добавлено: 11 янв 2019, 17:57
СОБЕСЕДНИК
Господствующий квас.
Два миллиона бутылок кваса в день покупали жители Санкт-Петербурга в конце XIX века. А по всей стране летом ежедневное потребление самого патриотического из русских напитков достигало иногда многих сотен миллионов литров. Каждая уважающая себя семья имела собственный рецепт кваса, в каждом полку русской армии готовился свой квас, а в каждом лазарете — особый госпитальный. Множество сортов кваса — от картофельного или ананасового до шампанского — предлагали и его производители. Бизнес этот считался крайне выгодным, поскольку при небольших вложениях затраты окупались в считаные месяцы. Именно поэтому на рынке кваса шла жесточайшая борьба за потребителя, в ходе которой против конкурентов использовались и последние достижения науки, и санитарные врачи.


Русский напиток иноземного происхождения

275 лет назад, в 1735 году, императрица Анна Иоанновна завершила неудачный эксперимент, начатый при ее предшественнике Петре II несколькими годами ранее. Тогда советники юного самодержца отдали все производство и торговлю квасом на откуп компании новгородских купцов, собиравшихся неплохо заработать на любви земляков к излюбленному напитку. Однако уже через несколько месяцев купцы поняли, как они просчитались. Деньги за исключительное право производства и торговли, притом немалые, приходилось вносить ежегодно, а вот доходов от самого, казалось бы, выгодного после торговли водкой дела не оказалось никаких. Новгородцы как делали квас по домам, так и продолжали его делать, несмотря на нанятых купцами стражников, выискивавших и тащивших на расправу нарушителей прав откупщиков. Да и сами откупщики вскоре бросили эти карательные акции — весь город все равно ведь не накажешь. И в результате им не осталось ничего иного, как бить челом матушке-императрице и просить освободить их от тяжелого и разорительного бремени откупа.

Собственно, ничего иного ожидать и не приходилось. Без кваса жизнь в России ни тогда, ни позднее была просто непредставимой. Врач и владелец квасного производства И. М. Яковлев в 1893 году, во время публичной лекции в петербургском Обществе охранения народного здравия, так объяснял этот феномен:

"Русский простой народ, употребляющий растительную и крахмалистую пищу, по преимуществу вегетарианец. Налагаемые церковным уставом посты: рождественский, великий пост, петровки и успенский, а также среды и пятницы заставляют питаться растительною пищею и избегать мясной пищи. Кроме этой причины существуют и экономические условия, вследствие которых русский народ предпочитает питаться растительною пищею... Одновременно с грубою растительною пищею русский человек всегда употребляет и квас. Квас как напиток входит также в состав весьма многих русских блюд и похлебок. Всем известно, что растительная и крахмалистая пища содержит в себе массу неудобоваримых веществ. Приправляя же квасом грубую растительную пищу, содержащую в своей основе трудноваримую клетчатку, русские люди тем не менее обладают здоровыми пищевыми органами и редко болеют расстройствами пищеварения".

Говоря о здоровом пищеварении русских людей, доктор Яковлев несколько преувеличивал. Немалая часть крестьян и городской бедноты не имела обыкновения обращаться к врачам, так что оставалась вне поля зрения и земских врачей, и медицинской статистики. Но начатые в 1875 году химические и биологические исследования свойств кваса подтверждали, что он действительно способствует успешному перевариванию грубой растительной пищи как благодаря содержащимся в нем кислотам, так и небольшой доле алкоголя (в квасах разных производителей было от 1 до 2,5% спирта), способствовавшего активизации выделения желудочного сока.

Именно эти обстоятельства, а также дешевизна напитка (бутылка кваса в 1/20 ведра, или 0,615 литра, если его изготовляли без всяких изысков, стоила от 3 коп., а в случае использования особых рецептур доходила до 6,5 коп.) делали его желанным и доступным для подавляющего большинства жителей Российской империи.

Господствующий квас.

Добавлено: 11 янв 2019, 18:00
СОБЕСЕДНИК
"Квас в России,— писал в 1913 году еще один видный знаток кваса военный врач В. С. Сотников,— имеет громадное значение. В русском журнале "Друг Здравия" за 1834 год указывается, что квас любимый напиток русского народа и что рабочий люд без кваса не может обходиться. И действительно, русский человек любит квас и без него не обходится, в особенности в жаркое время года, когда и в городах, и в деревнях варятся громадные количества напитка для утоления жажды как рабочего люда, так и интеллигенции. Для рабочих и крестьян квас вместе с хлебом служит часто единственной пищей; в более же высших слоях населения он гораздо чаще употребляется как напиток, хорошо утоляющий жажду, чем как вещество, служащее для приготовления пищи (ботвинья, окрошка и т. п.). Спрос на квас главным образом летом; на зиму же много заводов, на которых готовится квас, закрывается, так как иначе предложение превышало бы спрос. Варение кваса в России сильно распространено: его варят в крестьянских и помещичьих хозяйствах, в войсках, в больничных учреждениях; особенно сильно развито квасоварение в монастырях, так как квас служит там для приготовления постной пищи и для утоления жажды как самим монахам, так и богомольцам, посещающим монастыри, почему в последних и имеются большие запасы кваса. Всякий русский еще с детства знаком с квасом как с напитком".

При этом тот же исследователь выяснил, что самый любимый напиток русских людей имел иноземное происхождение. Он доказывал, что квас был известен еще в древнем Египте:

"Название напитка, готовившегося тогда и представлявшего собою квас, было иное; слово "квас" позднейшего происхождения. Самое древнее название напитка, относящееся ко времени древних Египтян, это греческое название "цитос", латинское zythus, проникшее впоследствии в Германию с изменением в Cider или Zieder. Об этом древнем египетском напитке повествуют Геродот, Hesychius, Theophrast, Snidas и Hieronymus. Известен он был и евреям: Моисей запретил израильтянским первосвященникам употребление вина и сикера; под последним он, по всей вероятности, подразумевал квас, приготовляемый из сладких частей растений. Лютер при переводе Библии встречающееся там название напитка "цитос" перевел словом "пиво". В Коране оно встречается уже под названием Sacaron, указывающем на происхождение его от сладкого вещества... Что "цитос" есть именно квас, а не пиво, как это слово перевел Лютер, это доказывает описание способа приготовления напитка в отрывке известного Zosimus`a. Описание это таково: "Возьми чистого, хорошего ячменя, мочи его в продолжение одного дня в воде и разложи его на один день на открытом для воздуха месте. После этого смачивай его еще раз в течение пяти часов, затем собери в ситообразный сосуд и высуши. Теперь мели (зерна, высушенные на солнце и очищенные от шелухи) и делай после прибавления гущи (дрожжей) массу в виде хлеба, и пеки ее на сильном огне". В заключение Zosimus говорит: "некоторые бросают выпеченный хлеб в сосуды, наполненные водою, и немного их подогревают, однако не так сильно, чтобы жидкость пришла в кипение или была очень горяча. Тогда снимают сосуд с огня, пропускают содержимое через платок в другой сосуд, подогревают еще раз и отставляют (этот сосуд для окончательного брожения) в сторону". Это описание, служащее ярким доказательством того, что "цитос" есть именно квас, представляет собою краткое описание способа приготовления кваса из печеного хлеба, способа, который и теперь весьма распространен как в крестьянском быту, так и вообще".

Как утверждал и В. С. Сотников, и многие другие исследователи вопроса, на Русь квас попал из Византии в XI-XII веках, и здесь пришелся ко двору как в крестьянских, так и в боярских домах. В отличие от многих других алкогольных и слабоалкогольных напитков квас не требовал скрупулезно точного соблюдения технологии изготовления, а потому оказался особенно приятен недолюбливающим жесткие рамки русским людям. Мало того, любая ошибка или нарушение рецептуры при варке кваса приводили к созданию нового напитка, непохожего на то, что делали прежде или пили соседи. Так что квас оценили и еще за легкость получения новых версий, вносивших элемент разнообразия в серые будни жизни. Благодаря технологической простоте и полезным свойствам квас и получил широчайшее распространение в России.
Изображение
Постный крестьянский рацион постоянно дополнялся домодельным квасом
Фото: РГАКФД/Росинформ

Господствующий квас.

Добавлено: 11 янв 2019, 18:05
СОБЕСЕДНИК
Квасной источник сверхдоходов.

Доктор Сотников собрал некоторые сведения и о размерах русской квасной торговли:

"В Петербурге ежесуточно выпивается до 2 000 000 бутылок; в Ростове-на-Дону только пять квасоварен продают в день четыре тысячи бутылок хлебного кваса; всего же кваса вместе с фруктовыми водами расходуется до 700 ведер; тоже и в других городах — Одессе, Киеве и т. д.".

При таком спросе неизбежно должно было появиться столь же массовое предложение. В одном из пособий для тех, кто хочет стать предпринимателем, массово выпускавшихся в начале XX века, говорилось:

"Квасоварение, бесспорно, представляет одну из выгоднейших отраслей промышленности ввиду распространенного повсеместно потребления этого приятно прохлаждающего и утоляющего жажду здорового напитка, производство которого при рациональном ведении дела может дать предпринимателю довольно солидный доход. Существование в некоторых местах больших квасоваренных заводов, на устройство которых затрачиваются десятки тысяч, доказывает прибыльность этого дела".

При этом будущему предпринимателю подробно объясняли, что именно нужно купить для обзаведения квасоварней и как в целом поставить дело. К примеру, главной частью бизнеса считалась десятиведерная бочка, к выбору которой квасовару следовало подойти со всей возможной тщательностью:

"Для полного устройства завода необходимы следующие приспособления: десятиведерная бочка, крепкая, не текущая, без затхлого запаха и вообще чистая, чтобы она не могла сообщить содержимому в ней какого-либо постороннего вкуса или запаха, лучше всего из-под виноградного или хлебного вина".

Затем предприниматель обзаводился котлом для кипячения воды, обширным корытом для мойки бутылок и после некоторого углубления в рецептуру и процесс варки мог приступать к возврату вложенных средств, которые, по уверениям авторов пособия, составляли от 50 до 100 руб.: "Стоимость одной бочки кваса в 10 ведер, по расчету при употреблении меньшей пропорции материалов, обходится приблизительно около 2 руб. 50 коп., и большей пропорции до 3 руб. 50 коп., считая вместе с пробками и даже этикетами, следовательно, средним числом 3 руб. бочка, или по 30 коп. ведро и по 1,5 коп. бутылка в 1/20 ведра; оптовая же цена этого кваса в тех местностях, где он уже производится,— не ниже 80 коп. за ведро. Для достижения возможно большего сбыта, а следовательно, и большей пользы лучше приспособиться к оптовой продаже, чем раздробительной, предоставляя эту последнюю фруктовым и мелочным лавкам, чайным заведениям, буфетам и ларькам, где в летнее время квас может сбываться в громадном количестве, а зимой хотя сравнительно и меньше, но все-таки дает возможность заводчику продолжать дело круглый год, покрывая даже зимой расходы по предприятию получаемою от нескольких оптовых покупателей прибылью".

Изображение
Монастырская братия по праву считалась крупнейшим производителем и потребителем кваса на Руси
Фото: РГАКФД/Росинформ

Господствующий квас.

Добавлено: 11 янв 2019, 18:08
СОБЕСЕДНИК
Жажда получения прибыли в таких размерах толкала в квасной бизнес и дворян, и интеллигентов, главным образом врачей, и огромное количество обывателей, включая мелких лавочников. Сам являвшийся квасоваром доктор Яковлев так описывал наиболее крупные из подобных заведений в Санкт-Петербурге:

"В нашей столице существует 50 квасоварных заведений и в числе их восемь квасоварных заведений находятся при мелочных лавочках и хлебопекарнях, где между прочим делается и квас. Неудавшийся, некрасиво выпеченный хлеб в хлебопекарнях, оставшийся непроданным, хлеб, мука или другие какие-либо хлебные остатки в мелочных лавках при пополнении ее новым товаром — все это идет на квас, и потому здесь квас является как бы побочным продуктом и служит лишь средством к уменьшению убытков хозяина-хлебопекаря или хозяина-лавочника. Специальные квасоварные заведения в большинстве случаев помещаются в подвальных этажах, в сырых, с удушливым неприятным запахом прели, без всякой вентиляции помещениях. Деревянный пол, расщелившийся, некрашеный, не отличается белизною; щели же утрамбованы черною грязью; стенки покрыты сыростью и колониями плесени у откосов окон и под ними. В таких помещениях свету очень мало проникает чрез небольшие подвальные окна. В иных квасоварнях вы найдете обыкновенную русскую печь и больше ничего, в других же кроме русской печи существует невысокая печь с двумя вмазанными котлами, из которых выходят краны. Вдоль стенок такой квасоварной комнаты стоять сорокаведерные бочки, выкрашенные зеленою краскою, с черными обручами; внутренность их окрашена белою масляною краскою; если прибавить горшки, чугунки, лохани для полоскания бутылок, то вот все незатейливое хозяйство производителей баварского кваса. Во всех таких помещениях существует водопровод. Средняя часть комнаты занята корзинами, в коих помещаются бутылки зеленого стекла (винные) с буроватого цвета жидкостью — собственно так называемым баварским квасом".


Изображение
Использование отходов пекарен для выделки кваса делало их работу весьма доходной
Фото: РГАКФД/Росинформ

Господствующий квас.

Добавлено: 11 янв 2019, 18:10
СОБЕСЕДНИК
Естественно, все эти сумрачные картины квасного производства доктор Яковлев живописал во время публичных выступлений для того, чтобы уязвить конкурентов. Его собственный "Боярский квас", по мнению современников, хоть и отличался наилучшим качеством и вкусом, был слишком дорог и потому не пользовался большим спросом. Однако в словах врача-квасовара содержалось и немало такого, что выходило за рамки борьбы с конкурентами. Он вполне обоснованно опасался за здоровье столичных обывателей, поскольку производители кваса часто пользовались неочищенной водой из Невы, куда нечистоты сливались выше водозаборов:

"Употребление холодной невской воды из водопроводного крана,— рассказывал Яковлев на своих лекциях,— необходимо для производителей баварского кваса по двум основаниям. Во-первых, холодная вода из-под крана настолько охлаждает теплое сусло, что оно не скоро закисает. Во-вторых, холодная вода удешевляет приготовление кваса, так как кипяток всегда дорого обходится, да к этому нужно присоединить охлаждение сусла льдом, такого расхода не допускает ни один производитель баварского кваса. Из сказанного следует, что холодная из-под крана вода составляет существенное условие приготовления баварского кваса. Напротив, с гигиенической точки зрения ни под каким видом нельзя допустить употребления холодной сырой воды из-под водопроводного крана. Холерные микробы, бациллы очень хорошо культивируются в воде, молоке, зараза передается этими жидкостями весьма энергично. Припомните первые случаи холеры у фабричных тюлевой фабрики, пивших невскую воду".

Кроме того, доктор Яковлев обвинял конкурентов в укупорке бутылок пробками, купленными у сборщиков старья — тряпичников:

"Закупоривание бутылок пробками, бывшими в употреблении или приобретенными у тряпичников, есть преступление. Пробки новые всегда стоят дорого — от 4 р. 50 к. и дороже за 1000 пробок. При желании угодить требованиям публики продавать квас как можно дешевле владельцы квасоварных заведений нашли источник удешевления в пробках. Подержанные пробки, получаемые от тряпичников, ценятся очень дешево, а именно 1 руб. стоит пуд пробок. Однако с этим удешевлением даются новые условия загрязнения напитка и с гигиенической точки зрения, что также не может быть допускаемо".

Изображение
В ходе борьбы за потребителя производители кваса прибегали к нечистым приемам, показывая санитарным врачам грязь на производстве конкурентов
Фото: РГАКФД/Росинформ

Господствующий квас.

Добавлено: 11 янв 2019, 18:42
СОБЕСЕДНИК
Уходящая натуральность.

Однако и обвинения в отступлении от норм гигиены, как оказалось, были далеко не самыми страшными. Доктор Яковлев не уставал напоминать своим слушателям о случаях откровенной фальсификации кваса, происходивших весьма и весьма часто:

"В Петербурге соблазнительно заняться квасоварением: знаний никаких не требуется. Продавая невскую воду с небольшою примесью солодов для цвета, можно денег нажить очень много... Один квасовар умудрился подкрашивать свой квас в прекрасный желтый цвет. Для сего он избрал хромовокислое кали, полагая, что эта краска вполне безвредна. Конечно, такой квас немедленно обнаружил свое действие, выразившееся в головокружении, тошноте и рвоте. Составлен был протокол, и виновный был привлечен к судебной ответственности. Можно было бы привести не один пример, где незнание самых элементарных понятий о природе квасоварного производства бывает причиною непоправимых бедствий".

Позднее самым распространенным способом подделки кваса стало использование сахарина. Квас разбавляли водой с жженым сахаром для цвета, добавляли лимонную кислоту и сахарин.

"По отчетам Петербургской городской лаборатории за 1899 год,— писал В. С. Сотников,— из 105 образцов хлебного кваса 59 оказались с сахарином (56,19%). В 1900 году полицейско-санитарным надзором доставлены были 54 пробы кваса разных сортов; из них 57,4% были подслащены сахарином. Из доставленных врачами в первой половине 1901 года 242 проб кваса, взятых в мелочных и квасных лавках, с сахарином оказалось 37,6%. 26 квасных заведений из 47 оказалось фальсификаторами. В 1901 же году из исследованных 18 образцов столового кваса с сахарином оказалось 7 (38,8%); из 17 образцов баварскаго — 5 (29,8%); из 36 простого — 14 (38,8%). В 1902 году хлебного кваса с сахарином оказалось 67,7%".
Производители кваса быстро смекнули, что санитарный надзор можно с успехом использовать в качестве средства в конкурентной борьбе. Они доносили на недругов в полицию, справедливо полагая, что пришедшие врачи обязательно найдут если не фальсификацию кваса, то как минимум грязь. Увлекшись этими играми, квасовары и торговцы квасом как-то упустили из виду, что все эти истории, охотно публиковавшиеся прессой, могут подорвать доверие к их товару или вызовут у кого-нибудь желание проверить, насколько разговоры о полезных свойствах кваса подтверждаются наукой.

Самой важной темой, живо волновавшей и медицинскую общественность, и сколько-нибудь образованных обывателей, оказался вопрос, может ли квас служить такой же средой для развития вредоносных микроорганизмов, как, к примеру, молоко. И соответствующие исследования были проведены. Морской врач А. И. Успенский, к примеру, так подытожил свои исследования бактериологии кваса:

"1). Несмотря на то что обыкновенно практикуемые способы приготовления и хранения кваса представляют широкую возможность его загрязнения во всех отношениях, в том числе и в бактериологическом, тем не менее квас содержит, рядом с огромным количеством дрожжевых грибков, лишь весьма незначительное количество бактерий.

2). Число видов бактерий, встречающихся в квасе, также крайне ограничено и во всяком случае должно считаться единицами. Бактерии эти суть сапрофиты — обычные обитатели воздуха и воды.

3). Незначительность бактериологической флоры кваса зависит всецело от его кислотности.

4). Квас не только не представляет сколько-нибудь благоприятной среды для роста бактерий брюшного тифа, азиатской и европейской холеры, но даже убивает их довольно быстро.

Поэтому нет основания опасаться, чтобы квас, подобно воде или молоку, мог служить распространителем заражения упомянутыми бактериями; равным образом нет основания — по крайней мере с бактериологической точки зрения — запрещать употребление кваса, например, тифозным больным. Сибиреязвенные бактерии сохраняют в квасе вполне свою жизнеспособность".

Однако даже коллеги Успенского указывали на то, что в неправильно приготовленном квасе с низкой кислотностью любые возбудители чувствуют себя превосходно. А также на то, что стоявший в тепле и прокисший квас может нанести огромный ущерб здоровью.

Особенно волновала квасная проблема военных врачей, которым благодаря распространенности кваса в полках приходилось постоянно иметь дело с последствиями его неправильного приготовления и употребления.

"Взгляды врачей на квас,— писал В. С. Сотников,— по-видимому, еще твердо не установлены... Старшие врачи полков, в которых приходилось служить, в большинстве случаев являлись противниками кваса как бродящего напитка, могущего расстраивать кишечник у нижних чинов. Приходилось слышать от врачей и обвинения кваса в переносе заразных болезней, например тифа, и о вреде питья кваса во время эпидемий холеры".

Впрочем, не отрицал опасностей и сам Успенский, когда писал о чистоте оборудования для приготовления кваса:

"Какова эта чистота — знает да ведает только квасовар, самый обыкновенный солдат, не имеющий даже чистого платья во время работы. Где хранятся эти предметы, как достигается требуемая чистота? — на этот вопрос, при всем желании, едва ли возможно дать благоприятный в смысле чистоты ответ. Чистота вообще посуды в частях достигается обыкновенным обмыванием холодной или теплой водой нераздельно с применяемой при этом подозрительного качества тряпкой или мочалкой. Какую службу несли последние предметы перед этим — ответить трудно".

По этой и по многим другим причинам военные врачи настаивали на том, чтобы употребление кваса в армии было отменено. Один из них, Н. Лосицкий, писал, например:

"Несмотря на хорошие качества кваса, приготовление его в войсках по многим причинам следует признать не только необязательным, но часто и невозможным. Приготовление его в лагерное время весьма затруднительно, а на маневрах, в походах и в военное время квасоварение совершенно невозможно".

И в 1905 году военным медикам удалось добиться своего. В армии вместо квасного довольствия ввели чайное. После этого варку и потребление кваса в полках, на флоте и в госпиталях почти повсеместно отменили. Только в гвардейских полках в столице, чтобы отличаться от прочей серой армейской массы, продолжали готовить квас по известным в них с давних времен и строго хранимых рецептам.

А чай, и без того быстро проникавший в русскую деревню и завоевывавший там популярность, получил новую мощную поддержку. И привыкшие за время воинской службы к чаю мужики, возвращаясь домой, уже не хотели смотреть на грубое деревенское питье. Переходили они на квас главным образом в страдную пору или в голодное время, когда приходилось налегать на ту самую грубую растительную пищу.

Как писали современники, деревенские старики возмущались подобным попранием дедовских традиций и говорили, что молодежь и сделать еще ничего не сделала, а знай кипятком животы полощет. Однако тихо и постепенно квас уходил из сельского и городского обихода. Под именем кваса перед Первой мировой войной продавали все что угодно, чтобы привлечь тех, кто еще в нем не разочаровался. Был, например, шампанский квас, в котором хлебом даже и не пахло, а вот дрожжами — весьма и весьма сильно.

Еще более пагубно сказалась на судьбе кваса Гражданская война, когда любые хлебные излишки, да и не излишки тоже, пускались на изготовление самого ходового товара того времени — самогона.

При советской власти производство кваса было поставлено на индустриальную основу. Линия руководства пищевой промышленности оставалась неизменной: везде строились стандартизованные квасные производства, где по утвержденным государственным стандартам выпускался напиток установленного вкуса и качества. Вот только в торговле его умудрялись портить до полной неузнаваемости. У асов советского торгового дела существовали специальные методы разбавления кваса водопроводной водой, специальные добавки в бочки, позволявшие замаскировать прокисший товар, и т. п. А горожанам, уже не имевшим погребов, но еще не заработавшим на остродефицитные холодильники, не оставалось ничего другого, как ежедневно ходить самим или посылать детей с бидончиками к стоявшим на улицах бочкам с квасом.

И все же не это вызвало закат многовековой эры главенства кваса в русском рационе. И даже не то, что в последние десятилетия под именем кваса стали производить нечто напоминающее фальсификаты рубежа XIX-XX веков. Просто русские люди перестали быть вынужденными вегетарианцами и больше не нуждаются в напитке, помогающем переваривать трудноусваиваемую пищу.

Автор СВЕТЛАНА КУЗНЕЦОВА. КоммерсантЪ от 24.05.2010
Изображение