Господствующий квас.
Добавлено: 11 янв 2019, 17:57
Господствующий квас.
Два миллиона бутылок кваса в день покупали жители Санкт-Петербурга в конце XIX века. А по всей стране летом ежедневное потребление самого патриотического из русских напитков достигало иногда многих сотен миллионов литров. Каждая уважающая себя семья имела собственный рецепт кваса, в каждом полку русской армии готовился свой квас, а в каждом лазарете — особый госпитальный. Множество сортов кваса — от картофельного или ананасового до шампанского — предлагали и его производители. Бизнес этот считался крайне выгодным, поскольку при небольших вложениях затраты окупались в считаные месяцы. Именно поэтому на рынке кваса шла жесточайшая борьба за потребителя, в ходе которой против конкурентов использовались и последние достижения науки, и санитарные врачи.
Русский напиток иноземного происхождения
275 лет назад, в 1735 году, императрица Анна Иоанновна завершила неудачный эксперимент, начатый при ее предшественнике Петре II несколькими годами ранее. Тогда советники юного самодержца отдали все производство и торговлю квасом на откуп компании новгородских купцов, собиравшихся неплохо заработать на любви земляков к излюбленному напитку. Однако уже через несколько месяцев купцы поняли, как они просчитались. Деньги за исключительное право производства и торговли, притом немалые, приходилось вносить ежегодно, а вот доходов от самого, казалось бы, выгодного после торговли водкой дела не оказалось никаких. Новгородцы как делали квас по домам, так и продолжали его делать, несмотря на нанятых купцами стражников, выискивавших и тащивших на расправу нарушителей прав откупщиков. Да и сами откупщики вскоре бросили эти карательные акции — весь город все равно ведь не накажешь. И в результате им не осталось ничего иного, как бить челом матушке-императрице и просить освободить их от тяжелого и разорительного бремени откупа.
Собственно, ничего иного ожидать и не приходилось. Без кваса жизнь в России ни тогда, ни позднее была просто непредставимой. Врач и владелец квасного производства И. М. Яковлев в 1893 году, во время публичной лекции в петербургском Обществе охранения народного здравия, так объяснял этот феномен:
"Русский простой народ, употребляющий растительную и крахмалистую пищу, по преимуществу вегетарианец. Налагаемые церковным уставом посты: рождественский, великий пост, петровки и успенский, а также среды и пятницы заставляют питаться растительною пищею и избегать мясной пищи. Кроме этой причины существуют и экономические условия, вследствие которых русский народ предпочитает питаться растительною пищею... Одновременно с грубою растительною пищею русский человек всегда употребляет и квас. Квас как напиток входит также в состав весьма многих русских блюд и похлебок. Всем известно, что растительная и крахмалистая пища содержит в себе массу неудобоваримых веществ. Приправляя же квасом грубую растительную пищу, содержащую в своей основе трудноваримую клетчатку, русские люди тем не менее обладают здоровыми пищевыми органами и редко болеют расстройствами пищеварения".
Говоря о здоровом пищеварении русских людей, доктор Яковлев несколько преувеличивал. Немалая часть крестьян и городской бедноты не имела обыкновения обращаться к врачам, так что оставалась вне поля зрения и земских врачей, и медицинской статистики. Но начатые в 1875 году химические и биологические исследования свойств кваса подтверждали, что он действительно способствует успешному перевариванию грубой растительной пищи как благодаря содержащимся в нем кислотам, так и небольшой доле алкоголя (в квасах разных производителей было от 1 до 2,5% спирта), способствовавшего активизации выделения желудочного сока.
Именно эти обстоятельства, а также дешевизна напитка (бутылка кваса в 1/20 ведра, или 0,615 литра, если его изготовляли без всяких изысков, стоила от 3 коп., а в случае использования особых рецептур доходила до 6,5 коп.) делали его желанным и доступным для подавляющего большинства жителей Российской империи.
Два миллиона бутылок кваса в день покупали жители Санкт-Петербурга в конце XIX века. А по всей стране летом ежедневное потребление самого патриотического из русских напитков достигало иногда многих сотен миллионов литров. Каждая уважающая себя семья имела собственный рецепт кваса, в каждом полку русской армии готовился свой квас, а в каждом лазарете — особый госпитальный. Множество сортов кваса — от картофельного или ананасового до шампанского — предлагали и его производители. Бизнес этот считался крайне выгодным, поскольку при небольших вложениях затраты окупались в считаные месяцы. Именно поэтому на рынке кваса шла жесточайшая борьба за потребителя, в ходе которой против конкурентов использовались и последние достижения науки, и санитарные врачи.
Русский напиток иноземного происхождения
275 лет назад, в 1735 году, императрица Анна Иоанновна завершила неудачный эксперимент, начатый при ее предшественнике Петре II несколькими годами ранее. Тогда советники юного самодержца отдали все производство и торговлю квасом на откуп компании новгородских купцов, собиравшихся неплохо заработать на любви земляков к излюбленному напитку. Однако уже через несколько месяцев купцы поняли, как они просчитались. Деньги за исключительное право производства и торговли, притом немалые, приходилось вносить ежегодно, а вот доходов от самого, казалось бы, выгодного после торговли водкой дела не оказалось никаких. Новгородцы как делали квас по домам, так и продолжали его делать, несмотря на нанятых купцами стражников, выискивавших и тащивших на расправу нарушителей прав откупщиков. Да и сами откупщики вскоре бросили эти карательные акции — весь город все равно ведь не накажешь. И в результате им не осталось ничего иного, как бить челом матушке-императрице и просить освободить их от тяжелого и разорительного бремени откупа.
Собственно, ничего иного ожидать и не приходилось. Без кваса жизнь в России ни тогда, ни позднее была просто непредставимой. Врач и владелец квасного производства И. М. Яковлев в 1893 году, во время публичной лекции в петербургском Обществе охранения народного здравия, так объяснял этот феномен:
"Русский простой народ, употребляющий растительную и крахмалистую пищу, по преимуществу вегетарианец. Налагаемые церковным уставом посты: рождественский, великий пост, петровки и успенский, а также среды и пятницы заставляют питаться растительною пищею и избегать мясной пищи. Кроме этой причины существуют и экономические условия, вследствие которых русский народ предпочитает питаться растительною пищею... Одновременно с грубою растительною пищею русский человек всегда употребляет и квас. Квас как напиток входит также в состав весьма многих русских блюд и похлебок. Всем известно, что растительная и крахмалистая пища содержит в себе массу неудобоваримых веществ. Приправляя же квасом грубую растительную пищу, содержащую в своей основе трудноваримую клетчатку, русские люди тем не менее обладают здоровыми пищевыми органами и редко болеют расстройствами пищеварения".
Говоря о здоровом пищеварении русских людей, доктор Яковлев несколько преувеличивал. Немалая часть крестьян и городской бедноты не имела обыкновения обращаться к врачам, так что оставалась вне поля зрения и земских врачей, и медицинской статистики. Но начатые в 1875 году химические и биологические исследования свойств кваса подтверждали, что он действительно способствует успешному перевариванию грубой растительной пищи как благодаря содержащимся в нем кислотам, так и небольшой доле алкоголя (в квасах разных производителей было от 1 до 2,5% спирта), способствовавшего активизации выделения желудочного сока.
Именно эти обстоятельства, а также дешевизна напитка (бутылка кваса в 1/20 ведра, или 0,615 литра, если его изготовляли без всяких изысков, стоила от 3 коп., а в случае использования особых рецептур доходила до 6,5 коп.) делали его желанным и доступным для подавляющего большинства жителей Российской империи.