Устройство основных узлов механизма часов

В помощь ценителям часов. Книги, каталоги, статьи и т.д.
Ответить
Аватара пользователя
Влад Коллекционер
ДОКТОР НАУК
Сообщения: 1112
Зарегистрирован: 22 сен 2016, 15:34
Репутация: 80
Откуда: Мещёрская сторона
Благодарил (а): 872 раза
Поблагодарили: 342 раза
Контактная информация:

Устройство основных узлов механизма часов

#1

Сообщение Влад Коллекционер »

Устройство основных узлов механизма часов.
Двигатель.
В механических наручных и карманных часах применяется пружинный двигатель, который построен на принципе использования энергии, сообщаемой ленточной пружине при её заводке и постепенного отдаваемой механизму при её освобождении (роспуске).
Действие заводных пружин основано на том, изгибающий момент пружины в плоскости, перпендикулярной её оси, преобразуется в крутящий момент для механизма. Закручивая пружину вокруг вала барабана, её сообщают изгибающий момент; при роспуске пружины обеспечивает движение механизма.
Существует две конструкции пружинного двигателя: в одном случае пружина помещается в специальный закрытый барабан (преимущественно в наручных и карманных часах), в другом - применяется пружина без барабана.
Изображение
Детали пружинного двигателя:
1 - пружина; 2 вал барабана; 3 - корпус; 4 - крышка;

Пружинный двигатель состоит из заводной пружины 1, корпуса 3, крышки барабана 4 и вала барабана 2.
В пружинном двигателе барабан надежно защищает пружину от попадании в нее пыли и грязи и препятствует растекании смазки. Пружина в барабане раскручивается равномерно, витки пружины при раскручивании располагаются концентрично, что дает возможность получить высокий коэффициент полезного действия двигателя.
Заводная пружина представляет собой плоскую стальную ленту спиральной или S-образной формы. Заводные пружины изготовляются из специального железокобальтового сплава К40 Тю или углеродистой стали У7 с последующей специальной термообработкой.
Упругая сила пружины измеряется крутящим моментом, который зависит от поперечного сечения ленты пружины, ее длины и упругости материала.
При ровном сечении пружины S-образной формы имеет более высокий крутящий момент и более плавный роспуск, что благоприятно влияет на работу механизма.
Недостатком пружинного двигателя является неравномерность крутящего момента, передаваемого на регулятор. Полностью заведенная пружина имеет наибольший крутящий момент, который по мере раскручивания пружины уменьшается.

Способы крепления заводных пружин. Внутренний конец пружины крепится на крючок вала барабана, а внешний - к внутренней поверхности барабана с помощью специальной накладки.
внутренний конец пружины почти во всех часах крепится одинаково. Наружный конец можно закреплять несколькими способами. Выбор того или иного способа крепления влияет на величину передаваемого момента.

Изображение
Способы крепления заводных пружин:
а - штифтовое; б и в - V-образное; г - мечевидной накладкой; д - фрикционной накладкой; 1 - в заведенном состоянии; 2 - в спущенном состоянии;

На рисунке показаны способы крепления наружных концов пружины и формы накладок для заводных пружин.
При шарнирном креплении пружины после 1,5 - 2,5 оборотов витки пружины располагаются эксцентрично относительно вала барабана. Возникает большое межвитковое трение. Крутящий момент изменяется скачкообразно. Коэффициент полезного действия заводной пружины с таким креплением - 0,70.
Штифтовое крепление (рис. 4, а) применяется для крупных заводных пружин. Межвитковое трение в этом случае несколько меньше, коэффициент полезного действия - 0,75.
V-образное крепление (рис. 4,б и в) наиболее простое. В этом случае витки пружины располагаются экцентрично, межвитковое трение большое, однако коэффициент полезного действия при этом креплении выше - 0,80. Кроме того, при этом креплении создается некоторое перемещение наружного витка, что устраняет перенапряжение пружины.
Крепление мечевидной накладной (рис. 4, г) в настоящее время считается лучшим видом крепления наружного конца пружины. Назначение мечевидной накладки состоит в обеспечении равномерного концентрического раскручивания пружины. Это достигается тем, что крайний виток пружины снизу поддерживается упругой стальной подкладкой, что не позволяет последнему витку создавать излишнее трение. Недостаток этого вида крепления заключается в том, что площадь, занимаемая пружиной вместе с накладкой, несколько увеличивается, и продолжительность хода часов от одной полной заводки пружины уменьшается.
Крепление фрикционной накладкой (рис. 4, д) применяется в часах с автоматическим подзаводом пружины. К наружному концу пружины с внутренней стороны точечной сваркой крепится фрикционная накладка, которая плотно прилегает к стенке барабана почти по всей окружности и создает равномерное давление по всей длине прилегания.
Крутящий момент заводной пружины меньше момента трения накладки о корпус барабана, поэтому наружный виток будет тормозиться или перемещаться вместе с накладкой. При возникновении избыточного момента фрикционная накладка проскальзывает относительно корпуса барабана. Если размеры накладки подобраны правильно, то витки пружины располагаются концентрично относительно вала барабана, коэффициент полезного действия заводной пружины с таким креплением равен 0,8 - 0,9.

Способы крепления заводных пружин:
а - штифтовое; б и в - V-образное; г - мечевидной накладкой; д - фрикционной накладкой; 1 - в заведенном состоянии; 2 - в спущенном состоянии;

На рисунке показаны способы крепления наружных концов пружины и формы накладок для заводных пружин.
При шарнирном креплении пружины после 1,5 - 2,5 оборотов витки пружины располагаются эксцентрично относительно вала барабана. Возникает большое межвитковое трение. Крутящий момент изменяется скачкообразно. Коэффициент полезного действия заводной пружины с таким креплением - 0,70.
Штифтовое крепление (рис. 4, а) применяется для крупных заводных пружин. Межвитковое трение в этом случае несколько меньше, коэффициент полезного действия - 0,75.
V-образное крепление (рис. 4,б и в) наиболее простое. В этом случае витки пружины располагаются экцентрично, межвитковое трение большое, однако коэффициент полезного действия при этом креплении выше - 0,80. Кроме того, при этом креплении создается некоторое перемещение наружного витка, что устраняет перенапряжение пружины.
Крепление мечевидной накладной (рис. 4, г) в настоящее время считается лучшим видом крепления наружного конца пружины. Назначение мечевидной накладки состоит в обеспечении равномерного концентрического раскручивания пружины. Это достигается тем, что крайний виток пружины снизу поддерживается упругой стальной подкладкой, что не позволяет последнему витку создавать излишнее трение. Недостаток этого вида крепления заключается в том, что площадь, занимаемая пружиной вместе с накладкой, несколько увеличивается, и продолжительность хода часов от одной полной заводки пружины уменьшается.
Крепление фрикционной накладкой (рис. 4, д) применяется в часах с автоматическим подзаводом пружины. К наружному концу пружины с внутренней стороны точечной сваркой крепится фрикционная накладка, которая плотно прилегает к стенке барабана почти по всей окружности и создает равномерное давление по всей длине прилегания.
Крутящий момент заводной пружины меньше момента трения накладки о корпус барабана, поэтому наружный виток будет тормозиться или перемещаться вместе с накладкой. При возникновении избыточного момента фрикционная накладка проскальзывает относительно корпуса барабана. Если размеры накладки подобраны правильно, то витки пружины располагаются концентрично относительно вала барабана, коэффициент полезного действия заводной пружины с таким креплением равен 0,8 - 0,9.
Изображение
От пружины требуется не только определенное усилие, достаточное для приведения механизма часов в действие, но и определенная продолжительность хода часов от одной заводки. От размеров пружины и прежде всего от её толщины и длины зависит как долго будут работать часы, т. е. сколько полных оборотов сделает барабан от одной заводки пружины. Для получения оптимального числа оборотов необходимо, чтобы внутренний радиус спущенной пружины (рис. 5, а) был равен наружному радиусу заведенной пружины (рис. 5, б). Это условие может быть выполнено в том случае, если конструкция барабана отвечает следующим требованиям: количеством витков пружины в барабане (минимум 8,5) должно обеспечить 4,5 - 5 полных оборотов барабана при полном заводе пружины;
Диаметр R вала барабана не должен превышать 1/3 внутреннего диаметра R барабана.
Изображение
Чтобы избавиться от насмешливых взглядов, у меня есть приём - смотреть людям прямо в глаза.

Аватара пользователя
Влад Коллекционер
ДОКТОР НАУК
Сообщения: 1112
Зарегистрирован: 22 сен 2016, 15:34
Репутация: 80
Откуда: Мещёрская сторона
Благодарил (а): 872 раза
Поблагодарили: 342 раза
Контактная информация:

Устройство основных узлов механизма часов

#2

Сообщение Влад Коллекционер »

Колесная система.
В часах различают следующие типы зацепления: основная колесная система (ангренаж), осуществляющая передачу усилия заводной пружины барабана на анкерное колесо; стрелочный механизм, осуществляющий передачу движения от минутного триба к часовому колесу; механизм заводки часов и перевода стрелок (ремонтуар), передающий вращение от заводного вала на барабанное колесо при заводке пружины и от заводного вала на минутный триб и часовое колесо при переводе стрелок.
Изображение
Зубчатая передача:
1- узел барабана; 2- колесо центральное с трибом; 3- колесо промежуточное с трибом; 4- колесо секундное с трибом; 5- колесо анкерное с трибом;

Основная колесная передача состоит из ряда колес, состоящих из двух деталей: собственно колеса, выполненного в виде латунного диска с определённым количеством зубьев, расположенных по периметру, и стального триба, выполненное как одно целое с осью.
Принцип действия колесной передачи заключается в том, что колесо большего диаметра делает меньше оборотов, а колесо меньшего диаметра делает во столько раз оборотов, во сколько раз его диаметр меньше диаметра большего колеса.

Передачу вращения и усилий зубчатая пара осуществляет в месте соприкосновения зубьев колес и трибов по так называемой начальной окружности. Начальная окружность в сущности имеет тот диаметр, который имели бы фрикционные диски, работающие с такими же передаточным отношением, как рассматриваемая пара колесо - триб. Каждое колесо, или триб, характеризуется тремя окружностями: начальной, выступов и впадин. Окружность выступа называется окружность, описания из центра колеса (триба) и ограниченная вершинами головок зубьев. Окружность впадин называется окружность, описанная из центра колеса (триба) и проходящая через основания ножек зубьев. На рисунке а показано правильное зацепление колеса с трибом, имеющим закругленную вершину и заостренную вершину зубьев.

Изображение
Зацепление колес:
а - правильное; б - неправильное;

Колесо и триб должны иметь одинаковый шаг зацепления. Зубчатая пара работает правильно в том случае, если профиль зубьев не нарушен и глубина зацепления *(Глубина, на которую зубья триба входят во впадину колеса или зубья колеса во впадину триба, считая по линии центров, называется глубиной зацепления)* выполнена надлежащим образом, т. е. если начальные окружности колеса и триба соприкасаются в одной точке. при глубоком зацеплении 1 рисунок б начальные окружности колеса и триба пересекаются. При мелком зацеплении 2 начальные окружности колеса и триба не соприкасаются и не пересекаются.
Изображение
Чтобы избавиться от насмешливых взглядов, у меня есть приём - смотреть людям прямо в глаза.

Аватара пользователя
Влад Коллекционер
ДОКТОР НАУК
Сообщения: 1112
Зарегистрирован: 22 сен 2016, 15:34
Репутация: 80
Откуда: Мещёрская сторона
Благодарил (а): 872 раза
Поблагодарили: 342 раза
Контактная информация:

Устройство основных узлов механизма часов

#3

Сообщение Влад Коллекционер »

Механизм завода пружины и перевода стрелок (ремонтуар).
Этот механизм одинаков для всех моделей часов и различается лишь способами крепления составляющих его колес и различной конфигурацией его деталей.
Изображение
Механизм завода пружины и перевода стрелок:
1 - штифт фиксатора; 2 - рычаг переводной; 3 - вал переводного рычага; 4 - вал заводной;
5 - триб заводной; 6 - муфта кулачковая; 7 - рычаг заводной; 8 - пружина рычага заводного;
9 - пружина рычага переводного (фиксатор); 10 - колесо вексельное; 11 - триб минутный;
12 - колесо часовое; 13 и 14 - колеса переводные;


Завод пружины и перевод стрелок осуществляются через систему колес и рычагов, расположенных с наружной стороны платины и связанных со стрелочными колесами и колесами, расположенными на барабанном мосту.
Диаметр заводного вала 4 должен соответствовать диаметру отверстия между платиной и барабанным мостом. На заводном валу имеется резьба для навинчивания заводной головки и проточка для закрепления вала в механизме. Направляющая часть служит местом посадки заводного триба, а квадрат вала предназначен для посадки кулачковой муфты. Цапфа, входящая в отверстие в платине, центрирует положение вала в механизме. Заводной триб 5 состоит из втулки с двумя рядами зубьев: прямых (выступающих наружу) и косых.
Кулачковая муфта 6 представляет собой втулку с косыми зубьями на одной стороне и прямыми с другой. В середине втулки имеется проточка под заводной рычаг. Муфта имеет сквозное квадратное отверстие для насадки на квадрат заводного вала.
Заводной рычаг 7 и пружина 8 рычага установлены в платине на штифте и втулке. Заводной рычаг входит в проточку муфты и под действием пружины прижимает ее к заводному трибу. Внешний конец заводного рычага имеет плоскость скольжения и выступ, взаимодействующие с переводным рычагом. Переводной рычаг 2 крепится к платине винтом, служащим осью вращения переводного рычага. Уступ рычага входит в проточку вала, удерживая его от выпадения. Переводной рычаг в момент перевода или завода закрепляется фиксирующими уступами (впадинами).
Переводные колеса 13 и 14 установлены на специальных колонках. Для уменьшения трения колес о платины одна сторона колес срезана под фаску.
Пружина 9 переводного рычага (фиксатора) крепится к платине двумя или тремя винтами.
Заводное колесо крепится на колонке моста накладной, входящей в проточку заводного колеса, а затем - к барабанному мосту винтом с уступом или двумя винтами. Заводное колесо взаимодействует с зубьями заводного триба и барабанным колесом.
Барабанное колесо надевают на квадрат вала барабана и прикрепляют винтом.
Собачка имеет штифт или отверстие для упора пружины собачки и зуб (зубья) запора барабанного колеса при заводе пружины. Собачка имеет расточку для крепления к мосту винтом.
Изображение
Чтобы избавиться от насмешливых взглядов, у меня есть приём - смотреть людям прямо в глаза.

Аватара пользователя
Влад Коллекционер
ДОКТОР НАУК
Сообщения: 1112
Зарегистрирован: 22 сен 2016, 15:34
Репутация: 80
Откуда: Мещёрская сторона
Благодарил (а): 872 раза
Поблагодарили: 342 раза
Контактная информация:

Устройство основных узлов механизма часов

#4

Сообщение Влад Коллекционер »

Анкерный ход (спуск).
Анкерный ход - часть механизма часов, предназначенная для передачи энергии от двигателя к регулятору, поддержания его колебаний и управления движением колес.
Ходы подразделяются на свободные и несвободные. Несвободные называются ходы, в которых регулятор хода постоянно взаимодействуют с деталями спуска; несвободный анкерный ход применяется в маятниковых часах. В свободных ходах регулятор хода после сообщения ему импульса колеблется свободно, не соприкасаясь с деталями спуска.
В современных часовых механизмах в основном применяются свободные анкерные швейцарские ходы (см. рис. 9 б).
Изображение
Рис.9 Виды свободного анкерного хода:

а - английский; б - швейцарский; в - штифтовый;
1 - ось баланса; 2 - ролик двойной; 3 - штифты ограничительные;
4 - вилка анкерная; 5 - палеты (штифты) анкерной вилки;
6 - колесо анкерное; 7 - камень импульсный (штифт);

Анкерный ход состоит из анкерного колеса 6, анкерной вилки 4 входной и выходной палетами 5 и двойного ролика 2 с импульсным камнем )эллипсом) 7, установленного на оси 1 баланса, а также ограничительных штифтов 3, закрепляемых в платине часов.
В зависимости от положения плоскостей покоя анкерные вилки подразделяются: на равноплечие I (рис. 10, а), в которых палеты лежат на одной окружности, описанной из центра качания вилки, неравноплечие II, в которых на одной окружности расположены плоскости покоя обеих палет, и смешанные, или неравноплечие III. Основными элементами анкерной вилки (рис. 10, б) являются: входная 4 и выходная 7 палеты, у которых различают плоскость покоя 6 и плоскость импульса 5.

Изображение
Рис. 10 Анкерная вилка и её разновидности:

а - расположение плоскостей покоя анкерного хода; б - вилка анкерная;
в - зуб анкерного колеса; I - равноплечая вилка; II - неравноплечая;
III - смешанная, или полуравноплечая; 1 - копье; 2 - рожки; 3 - ось;
4 - палета входная; 5 - плоскость импульса палеты; 6 - плоскость покоя палеты;
7 - палета выходная; 8 - пятка зуба анкерного колеса; 9 - плоскость импульса зуба анкерного колеса;
10 - плоскость покоя зуба анкерного колеса; 11 - фаска;

Палеты устанавливают в пазах плеч вилки с натягом и проклеивают шеллаком. Хвостовик вилки имеет паз, боковые стороны которого являются плоскостями, взаимодействующими с эллипсом. Рожки 2 и копье 1 хвостовика вилки являются предохранительным элементом от произвольного перемещения эллипса за пределы рожка.
Работа анкерного хода заключается до взаимодействия его отдельных элементов с колесной системой. Различные рабочие положения анкерного колеса, анкерной вилки и баланса приведены на рис. 11.

Изображение
Рис. 11 Взаимодействие анкерной вилки и анкерного колеса:

1 и 4 - зубья анкерного колеса; 2 - палета входная; 3 - камень импульсный;
5 - палета выходная; 6 - штифт ограничительный;

Анкерное колесо под воздействием момента заводной пружины стремится повернуться в направлении, указанном стрелкой (рис. 11, а).
Зуб 1 анкерного колеса лежит на плоскости покоя входной палеты 2 и перемещаться не может. В этот момент вся основная колесная система механизма, и, следовательно, стрелки находятся в состоянии покоя. Импульсный камень 3 вместе с узлом баланса под воздействием спирали в это время поворачивается в направлении, указанном стрелкой. В следующий момент (рис. 11,б) импульсный камень 3 входит в пах анкерной вилки и с большой силой ударяет о стенки паза, поворачивая таким образом анкерную вилку к противоположному штифту.
В момент перемещения анкерной вилки входная палета ударяет по зубу 1 анкерного колеса, перемещая его в направлении, обратном основному вращению. В то время, как анкерная вилка продолжает поворачиваться под воздействия импульсного камня,входная палете 2 приподнимается, зуб анкерного колеса, остановившись, падает на импульсную плоскость палеты.

Преодоления усилия, создаваемого одной пружиной на анкерном колесе, при освобождении палеты из-под зуба происходит за счет потери инерции баланса. Переход вершины зуба из состояния покоя на импульсную поверхность палеты является моментом освобождения анкерного колеса и всей колесной системы.
С переходом зуба 1 на импульсную поверхность палеты анкерное колесо, вращаясь под воздействием заводной пружины, толкает входную палету 2 в направлении, указанном стрелкой.
Когда зуб 1 движется по импульсной плоскости палеты, анкерная вилка проходит положение равновесия, а ее хвостовая часть получает ускорение и правым рожком ударяет по импульсному камню.
В момент, когда левая стенка паза вилки догоняет импульсный камень, усилие от заводной пружины через зуб анкерного колеса и анкерную вилку передается импульсному камню , следовательно, балансу.
По окончании импульса на входной плате 2 (рис. 11, в) зуб 4 анкерного колеса приближается к выходной палете 5. После отрыва зуба 1 от входной палеты 2 происходит свободное падение зуба 4 анкерного колеса на выходную палету 2.
В момент перемещения зуба 1 по импульсным поверхностям и свободного падения происходит движение основной колесной системы.
Одновременно со свободным перемещением анкерного колеса продолжает свое движение анкерная вилка до ограничительного штифта 6 (рис. 11,г), при этом зуб 4 анкерного колеса падает на плоскость покоя выходной палеты 5. По окончании импульса баланс свободного перемещается в направлении, указанном стрелкой, а анкерная вилка остается в состоянии покоя (рис. 11, д), и основная колесная система снова заперта. Дойдя до крайнего положения, баланс под действием спирали возвращается к среднему положению, и работа хода повторяется, но уже со стороны палеты выхода.
Анкерные хода имеют предохранительные устройства для предотвращения произвольного (без помощи баланса) поворота анкерной вилки от одного ограничительного штифта к другому.
Предохранительное устройство состоит из трех элементов: копья, предохранительного ролика с импульсным камнем и ограничительных штифтов.
Копье и предохранительный ролик (рис.12) служат для предотвращения самопроизвольного переброса вилки от одного ограничительного штифта к другому при сотрясении часов. В этом случае вилка, отойдя от ограничительного штифта во время прохождения баланса по дополнительной дуге, копьем коснется предохранительного ролика.
Рожки анкерной вилки взаимодействуют с импульсным камнем и предохраняют анкерную вилку от самопроизвольного переброса в тот момент, когда копье проходит мимо выемки предохранительного ролика и не может предохранить вилку. Ограничительные штифты не дают возможности анкерной вилке отклоняться в сторону.
Изображение
Рис. 12 Взаимодействие импульсного камня с рожками вилки:

а - "заскок" импульсного камня на внешнюю сторону рожка.
б - "наскок" импульсного камня на рожок.


Для нормальной работы предохранительного устройства необходимо, чтобы зазор между копьем и предохранительным роликом был меньше, чем зазор между импульсным камнем и рожком. Если этот зазор будет больше, то может произойти "наскок" импульсного камня на конец рожка (рис. 12, б). Кроме того, такое соотношение зазоров необходимо также и для того, чтобы при обратном переводе стрелок импульсный камень мог свободно пройти мимо рожков.
При взаимодействии палет с зубьями анкерного колеса различают мелкий и глубокий ход.
Мелким ходом называют такое взаимодействие деталей спуска, при котором угол покоя мал, т.е. расстояние от вершины зуба колеса до ребра палеты таково, что при повороте вилки от ограничительного штифта до соприкосновения рожка вилки с импульсным камнем зуб колеса, находившийся на плоскости покоя палеты, не останется на ней, а перейдет на плоскость импульса. При этом следует помнить, что аналогичное взаимодействие палет с зубьями анкерного колеса может происходить и при избыточном зазоре анкерной вилки.
Глубоким ходом называют такое положение деталей хода, когда угол покоя чрезмерно велик. при глубоком ходе возникает излишняя затрата энергии баланса на освобождение анкерной вилки, что отрицательно сказывается на точности хода часов.
Изображение
Чтобы избавиться от насмешливых взглядов, у меня есть приём - смотреть людям прямо в глаза.

Аватара пользователя
Влад Коллекционер
ДОКТОР НАУК
Сообщения: 1112
Зарегистрирован: 22 сен 2016, 15:34
Репутация: 80
Откуда: Мещёрская сторона
Благодарил (а): 872 раза
Поблагодарили: 342 раза
Контактная информация:

Устройство основных узлов механизма часов

#5

Сообщение Влад Коллекционер »

Регулятор баланс-спираль.
Регулятор применяется в переносных, наручных, карманных, настольных и специальных часах. Основными деталями регулятора баланс - спираль являются: баланс 1 (рис.13), ось 2 баланса, спираль 6, колодка 5 спирали, колонка 3 спирали, градусник со штифтами и двойной ролик 4.
Изображение
Рис.13 Детали регулятора баланс-спираль:

1 - баланс; 2 - ось баланса; 3 - колонка;
4 - ролик двойной; 5 - колодка; 6 - спираль;


Баланс состоит из тяжелого обода, перекладины, с помощью которой обод крепится на оси. Обод баланса может быть гладким (безвинтовой баланс) или иметь 12 и более винтов, ввинчиваемых с внешней стороны.
Спираль имеет форму спирали Архимеда. Внутренний конец ее крепится в колодке 5, которая плотно надета на ось баланса и может на ней поворачиваться благодаря пружинящей прорези. Внутренний конец спирали может быть закреплен в колодке коническим штифтом или зачеканен в прорези. Внешний конец спирали крепится в колонке 3 штифтованием или вклейкой.
Для регулирования точности хода часов путем изменения действующей длины спирали служит градусник 1 (рис. 14,а).

Изображение
Рис.14 Градусники:

а - со штифтами; б - с замком; в - с подвижной колонкой;
1 - градусник; 2 - штифты; 3 - виток спирали наружный;
4 - замок; 5 - подвижная колонка; 6 - накладка;


В градуснике запрессованы два штифта 2, между которыми проходит наружный виток 3 спирали. Градусник насажен на верхнюю накладку баланса. Благодаря пружинному разрезу градусник может поворачиваться вокруг накладки При повороте влево или вправо рабочая длина спирали увеличивается или уменьшается. Чтобы другие витки спирали не попадали между штифтами при случайных ударах или сотрясениях, применяют градусники, в которых имеется замок 4 (рис. 14,б).
Для улучшения качества регулировки хода часов применяют также градусник с подвижной колонкой (рис. 14,в). Он состоит из подвижной колонки 5 и собственно градусника со штифтом и замком. При повороте регулятора колонки вместе с ним поворачивается и градусник. Такая конструкция дает возможность точно устанавливать равновесие положение баланса, так называемую "кавычку баланса". Длину спирали изменяют поворотом градусника относительно колонки спирали.
В часах применяются плоская и брегетовая спирали. Брегетовая спираль названа по имени французского часовщика Луи Бреге, применившего ее впервые. В часах с плоской спиралью боковая колонка находится в той же плоскости, что и сама спираль, в брегетовой спирали наружный виток находится над плоскостью спирали.
Изображение
Чтобы избавиться от насмешливых взглядов, у меня есть приём - смотреть людям прямо в глаза.

Аватара пользователя
Влад Коллекционер
ДОКТОР НАУК
Сообщения: 1112
Зарегистрирован: 22 сен 2016, 15:34
Репутация: 80
Откуда: Мещёрская сторона
Благодарил (а): 872 раза
Поблагодарили: 342 раза
Контактная информация:

Устройство основных узлов механизма часов

#6

Сообщение Влад Коллекционер »

Платина или плата.
Платина или плата — это основная деталь механизма часов, на которой крепятся все детали и узлы. Диаметр платины соответствует калибру часов. Часовые механизмы с диаметром платины менее 22 миллиметров считаются женскими, 22 и более считаются мужскими. В механических карманных часах «Молния» диаметр платы 36 мм. Платина может иметь как круглую форму так и не круглую. Изготавливают платину обычно из латуни марки ЛС63-3т, в кварцевых часах платина может быть изготовлена из пластмассы. Для установки и расположения деталей на плате делают различные расточки и отверстия, которые имеют различную высоту и диаметр. В наручных часах в плату запрессованы камни, выполняющие роль подшипников колёсной системы и баланса. Камни изготовленные из синтетического рубина и имеют высокую прочность. В малогабаритных будильниках «Слава» вместо камней колёсной системы используются латунные втулки. Они запрессованные в плату и в мост ангренажа, если происходит износ втулок (появляется отверстие овальной формы), то они подлежат замене. В крупногабаритных часах плата не имеет ни камней, ни латунных втулок, при выработке отверстия стягиваются пуансоном. Платина очень редко приходит в негодность, поэтому при ремонте часов редко подлежит замене. Так как для вращающихся деталей (колёс, баланса и т.д.) обычно используют два подшипника т.е. камня, то для установки второго камня используют мосты. В мостах как и в платине делают различные расточки и отверстия. Отверстия в платине и в мостах должны быть строго соосны, что бы обеспечить правильное положение деталей. Соосность обеспечивают посадочные штифты или втулки, которые запресованы в платину (в некоторых случаях в мосты). Латунные платины и мосты обычно никелируют, для защиты от окисления и придания им красивого внешнего вида.
Изображение
Чтобы избавиться от насмешливых взглядов, у меня есть приём - смотреть людям прямо в глаза.

Аватара пользователя
Влад Коллекционер
ДОКТОР НАУК
Сообщения: 1112
Зарегистрирован: 22 сен 2016, 15:34
Репутация: 80
Откуда: Мещёрская сторона
Благодарил (а): 872 раза
Поблагодарили: 342 раза
Контактная информация:

Устройство основных узлов механизма часов

#7

Сообщение Влад Коллекционер »

Баланс, маятник.
Колебательная система или регулятор хода включает в себя баланс (используется в наручных, карманных, настольных и в некоторых настенных моделях часов) или маятник (используется в настенных и напольных часах). Маятник представляет из себя металлический или деревянный стержень, на одном конце которого находится крючок на другом конце находится линза. От расположения линзы относительно стержня зависит точность хода часового механизма. Чем выше тем быстрее колебания, чем ниже тем медленнее.

Баланс состоит из следующих — ось, обод, двойной ролик, спираль (волосок).Изображение


Обод с перекладинами крепиться по центру оси, обод должен быть плотно напрессован, чтоб исключить его проворачивание во время колебаний баланса. Под ободом на ось напрессован двойной ролик в состав которого входит эллипс или как его ещё называют импульсный камень. Над ободом находиться спираль, она должна располагаться параллельно ободу и ни в коем случае не соприкасаться с ним. На внутреннем конце спирали находится колодка с помощью которой спираль крепиться к оси баланса. На наружном конце находится колонка, с помощью которой спираль крепится к мосту баланса. От длины спирали зависит точность хода часового механизма. Для регулировки точности хода существует градусник (регулятор) который располагается на мосту баланса. Градусник представляет из себя рычаг на одном конце которого находится два штифта или специальный замок, на другом конце выступ с помощью которого можно регулировать точность хода. Между штифтами градусника проходит наружный виток спирали, при повороте градусника штифты скользят вдоль наружного витка спирали тем самым удлиняя или укорачивая рабочую часть спирали. Рабочая часть спирали считается — длина спирали от колодки до штифтов градусника плюс одна треть расстояния от штифтов к колонке.
Изображение
Чтобы избавиться от насмешливых взглядов, у меня есть приём - смотреть людям прямо в глаза.

Аватара пользователя
Влад Коллекционер
ДОКТОР НАУК
Сообщения: 1112
Зарегистрирован: 22 сен 2016, 15:34
Репутация: 80
Откуда: Мещёрская сторона
Благодарил (а): 872 раза
Поблагодарили: 342 раза
Контактная информация:

Устройство основных узлов механизма часов

#8

Сообщение Влад Коллекционер »

Мосты.
Мосты фиксируют все детали к плате, мост баланса, мост анкерной вилки, мост ангренажа, мост двигателя.
Изображение
Изображение
Чтобы избавиться от насмешливых взглядов, у меня есть приём - смотреть людям прямо в глаза.

Аватара пользователя
Анкер1906
СЛУШАТЕЛЬ 2-го КУРСА
Сообщения: 191
Зарегистрирован: 27 сен 2016, 16:31
Репутация: 18
Откуда: Алтайский край
Благодарил (а): 69 раз
Поблагодарили: 74 раза
Контактная информация:

Устройство основных узлов механизма часов

#9

Сообщение Анкер1906 »

Добрый день уважаемый форум. В общих чертах научится самому ремонтировать часы можно . Это не так уж сложно, как кажется. Основное это знания ( литература ) + инструмент и правила с ним работы + желание. До развала СССР в каждом крупном городе , было ПТУ ( училище ) которые специализировалась по выпуску специалистов службы быта. Телемастер,мастер по ремонту техники,парикмахер и часовщик. Сейчас не кто не кого не учит и ПТУ как учреждения не существует.
1."СПРАВОЧНАЯ КНИГА ПО РЕМОНТУ ЧАСОВ". А.П.Харитончук. Издание - 1977 год.
2."Устройство и технология сборки часов " В.Д.Попова , Н.Б.Гольдберг издание 1989 год.
3.Книга Ремонт часов Трояновский В.В издание 1961 года.
Это основная литература,описание инструменты,марки часов,заводы Часовой промышленности,инструмент,оборудование и так далее.
Инструмент желательно отечественный , сталь проверенна временем ( отвертки,пинцеты ) . Китай не котируется , дешевле но качество в работе очень плохое.
Из приборов нужен только один . Прибор для определения точности хода часов , отечественный аналог ППЧ-7. В книгах по ремонту опираются по точности только на этот прибор. Возможно использование зарубежных аналогов . Книги отличное пособия для ремонта часов СССР, всех марок.
Сейчас много аукционов. где можно купить сломанные часы по ценам от 10 руб\шт . Цель понять как работает часовой механизм,его поломки и устранения . За 2-3 года можно овладеть этой профессией как хобби или источник постоянного дохода.

Ответить

Вернуться в «ЧАСЫ. Общие вопросы»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость