Мари-Элизабет-Луиза Виже-Лебрен (1755-1842)

Рассказы о жизни и творчестве великих мастеров и всё такое...
srs001
АКАДЕМИК ФОРУМА
Сообщения: 7156
Зарегистрирован: 15 мар 2018, 10:55
Репутация: 217
Благодарил (а): 64 раза
Поблагодарили: 783 раза
Контактная информация:

Мари-Элизабет-Луиза Виже-Лебрен (1755-1842)

#1

Сообщение srs001 »

Мари-Элизабет-Луиза Виже-Лебрен, также Виже-Лебрён (фр. Élisabeth-Louise Vigée-Le Brun; 16 апреля 1755, Париж — 30 марта 1842, там же) — французская художница, мастер светского портрета, автор подробных воспоминаний. Дочь портретиста Луи Виже[en], сестра писателя Этьена Виже[en] и супруга художника Жан-Батиста Лебрена[fr]. Любимая художница королевы Марии-Антуанетты, после революции Виже-Лебрен была вынуждена покинуть Францию. В конце 1790-х годов работала в России.

Училась живописи у своего отца, художника Луи Виже[en]. После его смерти в 1767 году начала заниматься у Франсуа Дуайена, бывшего другом семьи. В 1769 году по его совету начала брать уроки у Габриэля Бриара[fr], которые способствовали её прогрессу. Благодаря тому, что Бриар, будучи членом Королевской академии живописи, имел мастерскую в Лувре, Виже смогла познакомиться с такими мастерами, как Жан-Батист Грёз и Жозеф Верне, которые также помогали ей советами. Уже в конце 1760-х годов она рисовала вполне профессионально: косвенным свидетельством её успеха может служить тот факт, что её мастерская была закрыта властями из-за отсутствия у юной художницы патента.
Портрет Марии Антуанетты, 1783.

В 1770-х годах семья Виже обосновалась в доме на парижской улице Сент-Оноре[fr], напротив дворца Пале-Рояль, и к 15-летней художнице начали поступать заказы. В тот период Виже находилась под покровительством двух богатейших дам Парижа: мадам де Верден, супруги генерального откупщика, и, что более важно, принцессы Марии-Аделаиды де Бурбон-Пентьевр, супруги герцога Шартрского, которая была на 2 года старше юной художницы. Виже часто отклоняла заказы портретов от поклонников, которые таким способом пытались найти повод для встречи. Выйдя из семьи мелкой буржуазии, Виже заняла место среди влиятельных аристократов французского королевства, в числе которых был король и его братья и сёстры, а также королева и видные члены королевской семьи; их объединяла принадлежность к одному поколению.

В 1776 г. Виже вышла замуж за художника и торговца живописью Жан-Батиста Лебрена[fr]. Связи мужа, происходившего из семьи Шарля Лебрена, усилили популярность юной портретистки в среде французской знати, и в конце концов Виже-Лебрен была приглашена в Версаль рисовать королеву. Мария-Антуанетта высоко оценила работу художницы и начала давать ей новые заказы. В 1783 году благодаря её влиянию Виже-Лебрен была избрана в члены Королевской академии живописи и скульптуры.

C 1780-х гг. Виже-Лебрен много ездила по Европе (часто вместе с мужем), работая в разных странах. В этих поездках ею были написаны портреты многих царственных особ, государственных деятелей и иных заметных фигур: так, в Голландии Виже-Лебрен писала будущего короля Виллема I, в России в 1795—1799 гг. — последнего польского короля Станислава Понятовского, великую княгиню Анну Федоровну (жену великого князя Константина Павловича) и других членов императорского семейства. В различных странах Виже-Лебрён также избиралась в местные Академии художеств.

Переждав таким образом Великую Французскую революцию, Виже-Лебрен вернулась во Францию по приглашению Наполеона и до 1814 г. жила, главным образом, в своём поместье в Лувесьене, а когда с наступлением войск союзников на Париж поместье было занято прусской армией, вернулась в Париж. Виже-Лебрён оставила пространные мемуары, опубликованные во Франции в 1835—1837 гг., российская часть которых «Воспоминания г-жи Виже-Лебрен о пребывании её в Санкт-Петербурге и Москве, 1795—1801: С приложением её писем к княгине Куракиной» переведена и опубликована по-русски (СПб.: Искусство-СПб., 2004. — 298 с.).

Виже-Лебрен оставила 660 портретов и около 200 пейзажей. Манера письма её ясная и точная, едва ли не наибольшей живостью отличаются автопортреты, которые она писала много и охотно.

Изображение

srs001
АКАДЕМИК ФОРУМА
Сообщения: 7156
Зарегистрирован: 15 мар 2018, 10:55
Репутация: 217
Благодарил (а): 64 раза
Поблагодарили: 783 раза
Контактная информация:

Мари-Элизабет-Луиза Виже-Лебрен 1755-1842

#2

Сообщение srs001 »

Невероятная трудоспособность и честолюбие помогли художнице Элизабет Виже-Лебрен (1755 - 1842) добиться успеха уже в 14 лет. Со временем она стала официальной портретисткой королевы Марии-Антуанетты и членом Королевской академии живописи и скульптуры. В разгар Французской революции ей пришлось бежать за границу, и она долгие годы провела вдали от родины, побывав в Италии, Австрии, Англии, России, где писала портреты членов императорского семейства.

Изображение

srs001
АКАДЕМИК ФОРУМА
Сообщения: 7156
Зарегистрирован: 15 мар 2018, 10:55
Репутация: 217
Благодарил (а): 64 раза
Поблагодарили: 783 раза
Контактная информация:

Мари-Элизабет-Луиза Виже-Лебрен 1755-1842

#3

Сообщение srs001 »

Французскую портретистку XVIII века Элизабет Виже-Лебрен (Louise Élisabeth Vigée Le Brun), красавицу и расчетливую карьеристку, искренне обожала королева Мария-Антуанетта и до брезгливости терпеть не могла императрица Екатерина II. Почему — станет понятнее из биографии художницы.

Изображение

srs001
АКАДЕМИК ФОРУМА
Сообщения: 7156
Зарегистрирован: 15 мар 2018, 10:55
Репутация: 217
Благодарил (а): 64 раза
Поблагодарили: 783 раза
Контактная информация:

Мари-Элизабет-Луиза Виже-Лебрен 1755-1842

#4

Сообщение srs001 »

Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен родилась в 1755-м году в семье не слишком удачливого и не особо обеспеченного художника, выходца из буржуазных «низов» Луи Виже. Девочка начала рисовать чуть не с младенчества. Отец направлял её первые шаги, но, к несчастью, умер довольно рано. Мать, отличавшаяся характером склочным и жестоким, вскоре вышла замуж вновь, а совсем юную Элизабет — с глаз долой — отправила учиться рисовать и самостоятельно зарабатывать на хлеб.

Портрет графини Мари-Габриэль де

Изображение

srs001
АКАДЕМИК ФОРУМА
Сообщения: 7156
Зарегистрирован: 15 мар 2018, 10:55
Репутация: 217
Благодарил (а): 64 раза
Поблагодарили: 783 раза
Контактная информация:

Мари-Элизабет-Луиза Виже-Лебрен 1755-1842

#5

Сообщение srs001 »

Картины и рисунки Элизабет Виже обладали одним ценным качеством — с первого взгляда нравиться публике. К 16-ти годам она уже имела постоянных заказчиков. Причем некоторые особо прыткие поклонники специально записывались на сеансы портретирования, чтобы снискать расположение художницы — особы весёлой и очень хорошенькой

Автопортрет

Изображение

srs001
АКАДЕМИК ФОРУМА
Сообщения: 7156
Зарегистрирован: 15 мар 2018, 10:55
Репутация: 217
Благодарил (а): 64 раза
Поблагодарили: 783 раза
Контактная информация:

Мари-Элизабет-Луиза Виже-Лебрен 1755-1842

#6

Сообщение srs001 »

Автопортрет с дочерью

Легкомысленная внешность, впрочем, легко уживалась с рациональным характером Элизабет. Происходящая из семьи, далекой от богатства и знатности, в 21 год она вышла замуж по расчету за товарища по живописному цеху Жана Батиста Лебрена. Художником Лебрен был так себе, а вот торговцем живописью и пронырой — выдающимся. Расчет новоиспеченной мадам Виже-Лебрен оправдался: возросло не просто количество заказов, но и ранг заказчиков. Теперь Элизабет приглашают писать в буквальном смысле «в лучшие дома Парижа», ей покровительствуют богатейшее семейство де Верден и даже кое-кто из династии Бурбонов.

Изображение

srs001
АКАДЕМИК ФОРУМА
Сообщения: 7156
Зарегистрирован: 15 мар 2018, 10:55
Репутация: 217
Благодарил (а): 64 раза
Поблагодарили: 783 раза
Контактная информация:

Мари-Элизабет-Луиза Виже-Лебрен 1755-1842

#7

Сообщение srs001 »

Портрет Жюли Лебрен, дочери художницы
В конце концов, ясный и идеализирующий моделей стиль Виже-Лебрен становится востребованным в Версале. Она получает приглашение писать супругу Людовика XVI. Портретов Марии-Антуанетты — поясных, в полный рост, в окружении детей и прочих — Виже-Лебрен напишет не менее тридцати.

Изображение

srs001
АКАДЕМИК ФОРУМА
Сообщения: 7156
Зарегистрирован: 15 мар 2018, 10:55
Репутация: 217
Благодарил (а): 64 раза
Поблагодарили: 783 раза
Контактная информация:

Мари-Элизабет-Луиза Виже-Лебрен 1755-1842

#8

Сообщение srs001 »

Портрет Марии Антуанетты
Последняя французская королева осталась в истории с фразой «У них нет хлеба? Пусть едят пирожные!» Разумеется, творческая манера Виже-Лебрен (избыток патоки и маловато «хлеба» — живой и реальной плоти) пришлась ей по вкусу. Мария-Антуанетта сделала Элизабет своей компаньонкой, они стали неразлучны, вместе предпринимали променады в дворцовом саду, развлекались и даже пели дуэты.


Изображение

srs001
АКАДЕМИК ФОРУМА
Сообщения: 7156
Зарегистрирован: 15 мар 2018, 10:55
Репутация: 217
Благодарил (а): 64 раза
Поблагодарили: 783 раза
Контактная информация:

Мари-Элизабет-Луиза Виже-Лебрен 1755-1842

#9

Сообщение srs001 »

Не странно ли, что Виже-Лебрен, по социальному статусу всего лишь представительница «третьего сословия», вдруг удостоилась такой чести, почти интимной близости к монархии? Ничего удивительного, если помнить, что «австриячка» Мария-Антуанетта всегда воспринималась во Франции чужой и чувствовала себя соответственно. Ей нужны были симпатики. А Виже-Лебрен так тонко умела льстить — и на словах, и особенно своей виньеточной живописью.

Изображение

srs001
АКАДЕМИК ФОРУМА
Сообщения: 7156
Зарегистрирован: 15 мар 2018, 10:55
Репутация: 217
Благодарил (а): 64 раза
Поблагодарили: 783 раза
Контактная информация:

Мари-Элизабет-Луиза Виже-Лебрен 1755-1842

#10

Сообщение srs001 »

Всю жизнь Виже-Лебрен вела дневники. Часть её пространных мемуаров опубликована. И хотя их принято характеризовать как «чрезвычайно дамские» (читай: эгоцентричные и поверхностные), все-таки ряд ценных наблюдений о её современниках из записок Виже-Лебрен можно почерпнуть. «Приторный дифирамб и немного яду» — так можно описать те характеристики, которые она раздавала направо и налево. О Марии-Антуанетте, например, Виже-Лебрен написала: «Королева высока и чудесно сложена, хотя и несколько полновата».

Изображение

srs001
АКАДЕМИК ФОРУМА
Сообщения: 7156
Зарегистрирован: 15 мар 2018, 10:55
Репутация: 217
Благодарил (а): 64 раза
Поблагодарили: 783 раза
Контактная информация:

Мари-Элизабет-Луиза Виже-Лебрен 1755-1842

#11

Сообщение srs001 »

Всходила кровавая заря Французской буржуазной революции, близились великие потрясения. Портрет госпожи Дюбарри, фаворитки Людовика XV, Виже-Лебрен дописывала под звуки громыхающей канонады. Еще не было ясности, что будет потом, и мало кто догадывался, что и Дюбарри, и Марию-Антуанетту ожидает если не виселица, то гильотина. Но чуткая Виже-Лебрен уже паковала вещи. Под предлогом того, что ей нужно немедленно спасать дочку-подростка Жанну-Жюли, она спешно покинула Францию.

Изображение

srs001
АКАДЕМИК ФОРУМА
Сообщения: 7156
Зарегистрирован: 15 мар 2018, 10:55
Репутация: 217
Благодарил (а): 64 раза
Поблагодарили: 783 раза
Контактная информация:

Мари-Элизабет-Луиза Виже-Лебрен 1755-1842

#12

Сообщение srs001 »

Так началась история долгих, но отнюдь не мучительных странствий Виже-Лебрен по всей Европе, от Голландии до Австрии и от Италии до России. Слава художницы шла впереди неё, ведь многие из того, кого она знавала в Париже, тоже покинули мятежную Францию. А автопортреты с дочкой (1, 2), которая грозила вскорости даже превзойти мать в красоте, служили для художницы лучшей рекламой. Кроме знатных или просто богатых дам, жаждущих увековечить себя в искусстве, она писала и немало царственных особ: нидерландского монарха Виллема I, последнего короля Польши Станислава Понятовского, членов российской императорской фамилии.

Изображение

srs001
АКАДЕМИК ФОРУМА
Сообщения: 7156
Зарегистрирован: 15 мар 2018, 10:55
Репутация: 217
Благодарил (а): 64 раза
Поблагодарили: 783 раза
Контактная информация:

Мари-Элизабет-Луиза Виже-Лебрен 1755-1842

#13

Сообщение srs001 »

Но женские портреты-комплименты всё-таки преобладают. И едва ли Виже-Лебрен были свойственны мучительные творческие поиски. «Портрет маркизы Габриелы Роллан», «Портрет графини Варвары Головиной», «Портрет графини Екатерины Скавронской» и даже «Портрет великой княгини Елизаветы Алексеевны«…Если они чем-то и разнятся между собой существенно, так только нарядами — парижанка мадам Элизабет понимала в этом толк, сама кроила, придумывала модели и учреждала моды. Но эти идеально правильные и на удивление схожие лица с великолепным овалом! Но их однотипное выражение немножко скучающей красавицы с распахнутыми глазами! Их идентично уложенные по моде волосы (короткие завитки сверху, длинные пряди снизу) — где-то мы всё это уже видели. Ах, да! На автопортретах самой госпожи Виже-Лебрен.

Изображение

srs001
АКАДЕМИК ФОРУМА
Сообщения: 7156
Зарегистрирован: 15 мар 2018, 10:55
Репутация: 217
Благодарил (а): 64 раза
Поблагодарили: 783 раза
Контактная информация:

Мари-Элизабет-Луиза Виже-Лебрен 1755-1842

#14

Сообщение srs001 »

Виже-Лебрен посчастливилось родиться красивой. Она великолепно чувствовала, как написать любую женщину так, чтобы та выглядела красавицей на полотне, даже приблизительно не будучи ею в жизни. Конечно, это была конъюнктура чистой воды, глянец XVIII века. И, конечно, мало-мальски разбирающиеся в живописи видели, что рисунок Виже-Лебрен изящен, но неточен. Что её колорит приятен, но неглубок. Но таких было немного. Большинство наивно принимало красивость на картинах Виже-Лебрен за красоту и рукоплескало ей.

Изображение

srs001
АКАДЕМИК ФОРУМА
Сообщения: 7156
Зарегистрирован: 15 мар 2018, 10:55
Репутация: 217
Благодарил (а): 64 раза
Поблагодарили: 783 раза
Контактная информация:

Мари-Элизабет-Луиза Виже-Лебрен 1755-1842

#15

Сообщение srs001 »

В числе самых злых критиков Виже-Лебрен неожиданно оказалась Екатерина II. Только что прибывшую в Петербург художницу не уставали нахваливать её придворные. Императрица заказала для пробы парный портрет внучек Елены и Александры, дочерей Павла I. На редкость тщеславная Виже-Лебрен испытала восторг. Она записала в дневнике, что цвет лица девочек столь деликатен, «будто они питаются амброзией».

Изображение

Ответить

Вернуться в «ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей