мой маленький музей - Сверх малые подводные лодки.

Модератор: Туманов Вадим

Ответить
Аватара пользователя
Туманов Вадим
АКАДЕМИК ФОРУМА
Сообщения: 276
Зарегистрирован: 25 сен 2016, 15:27
Репутация: 68
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 288 раз
Контактная информация:

мой маленький музей - Сверх малые подводные лодки.

#1

Сообщение Туманов Вадим »

Сверх малая подводная лодка "ТРИТОН - 2" и "ТРИТОН - 1М".

ПРЕДЫСТОРИЯ.
После окончания В.О.В. в ВМФ были ликвидированы части специального назначения. Только в начале 1950-х годов руководство Министерства обороны и командование Военно-морского флота Советского Союза начали воссоздавать отряды специального назначения, иначе — спецназа военно-морской разведки. Так, директивой начальника ГШ ВМФ СССР от 24 июня 1953 года в составе Черноморского флота было сформировано подразделение подводных диверсантов, первым командиром которого стал капитан 1 ранга Е. В. Яковлев. Однако вскоре стало ясно, что набрать способных бойцов и подготовить их соответствующим образом — это только полдела. Личный состав групп специального назначения надо ещё и надлежащим образом вооружить. При этом в достижении боевыми пловцами больших успехов при выполнении специальных задач не последнюю роль должны играть и подводные средства движения особой конструкции, которые позволят спецназовцам скрытно и быстро подходить в район атаки самим и доставлять к месту назначения необходимые грузы. Но в то время таких средств движения у советского ВМФ не было. Естественно, вопрос о необходимости проектирования и постройки таковых встал на повестке дня как у флота, так и у промышленности. Первоначально командование ВМФ СССР попыталось решить эту проблему своими силами, то есть фактически кустарным способом. Так, Конструкторскому бюро проектирования буксиров было выдано задание выполнить проектирование макетного образца сверхмалой подводной лодки (СМПЛ), строительство которой было поручено ленинградскому заводу «Гатчинский металлист». Такой шаг флотского командования вызывает сильное недоумение, поскольку в те годы в Советском Союзе уже существовало не одно конструкторское бюро, специализировавшееся на проектировании подводных аппаратов различного назначения.
После краха нацистской Германии в руки советских военных и инженеров попало достаточно большое количество разнообразных образцов трофейного вооружения, военной и специальной техники. Так, например, наступающие советские войска захватили несколько СМПЛ типа «Зеехунд». По подсчетам американцев, Советский Союз взял в качестве трофеев 18 готовых и 38 недостроенных СМПЛ, а отечественные документы и исследовавшие данный вопрос специалисты и любители военно-морской истории, в частности инженер-кораблестроитель А. Б. Аликин и историк-исследователь истории военно-морского спецназа различных стран мира А. М. Чикин, утверждают, что в СССР вывезли из оккупационной зоны всего лишь две «малютки» и техническую документацию на данный образец военно-морской техники. Но более правдоподобной представляется цифра, озвученная автору американским исследователем-энтузиастом истории создания и боевого применения СМПЛ типа «Зеехунд» Питером Уайтолом: по его данным, почерпнутым из американских и трофейных немецких архивов, Красная Армия захватила и вывезла для тщательного изучения в СССР шесть недостроенных сверхмалых подводных лодок типа «Зеехунд», находившихся в различной степени готовности. Задача по проведению исследования и испытаний трофейных «зеехундов» была поручена ленинградскому заводу № 196 («Судомех»), ныне это компания «Адмиралтейские верфи» (г. Санкт-Петербург). Завод в те годы осуществлял постройку для советского ВМФ подводных лодок 15-й серии. 2 ноября 1947 года состоялся спуск на воду уже адаптированной под нужды ВМФ СССР мини-подлодки типа «Зеехунд», а уже к 5 ноября её швартовные испытания были успешно завершены. После этого сразу же начались ходовые испытания, продолжавшиеся до 20 ноября 1947 года. Затем мини-субмарина была передана в опытную эксплуатацию размещавшемуся в Кронштадте отряду подводного плавания. Личный состав отряда, насколько можно судить по имеющимся скудным данным отечественных источников, достаточно интенсивно использовал «Зеехунд» — преимущественно для исследования возможностей сверхмалых подводных лодок как одного из средств ведения вооруженной борьбы на море в современных условиях. Естественно, что к такому «диковинному» для нашего флота оружию проявляли интерес и руководители созданного спецназа. Однако предпринимались руководством спецназа и меры по созданию своих собственных средств. Так, например, по воспоминаниям проходивших в спецназе службу флотских офицеров, располагавшийся тогда в подмосковном Жуковском опытный завод выполнил для них по выданному ТТЗ проектирование сверхмалой подводной лодки, предназначенной для разведывательно-диверсионных операций: «У нас была полная свобода творчества и полная свобода в том, чтобы привлекать кого угодно, — вспоминает один из них. — Ну, например, находящийся в Жуковском 12-й завод-институт делал для нас сверхмалую подводную лодку. И вот когда нас уже начали разгонять, они нам сделали по нашему ТТЗ сверхмалую подводную лодку для диверсионных целей на 30 тонн. Они даже сделали ее макетный образец, то есть лодку, подготовленную для испытаний. Мы просили командование — дайте нам положенный отпуск, чтобы мы хотя бы смогли испытать эту «сверхмалютку». Лодку потом можно будет уничтожить, но документы по её испытаниям сохранятся и пригодятся все же когда-нибудь. Однако нам не разрешили, а позже мне стало известно, что не только лодку уничтожили, но и даже сам проект — документацию — сожгли и уничтожили».

На свои места все встало лишь в 1966 году, когда распоряжением первого заместителя министра судостроительной промышленности СССР М. В. Егорова все работы по проекту сверхмалой подводной лодки (СМПЛ), названному «Тритон-2 М», были переданы в Центральное проектное бюро (ЦПБ) «Волна», а строительство данных аппаратов было поручено вести расположенному в Ленинграде Ново-Адмиралтейскому заводу. В конечном итоге в 1967 году были осуществлены доработка и испытания макетного образца шестиместной СМПЛ «Тритон-2 М», по результатам которых было начато проектирование головного образца сверхмалой подводной лодки — транспортировщика легких водолазов типа «Тритон-2» и нового аппарата типа «Тритон-1 М», рассчитанного на двух человек. Эскизный проект СМПЛ «Тритон-1 М» был разработан в 1968 году и в том же году заместителем главного конструктора был назначен В. С. Спиридонов. Одновременно шли и работы с контрагентами по вопросам создания для новых аппаратов различных технических средств. Так, по выданным бюро «Волна» тактико-техническим заданиям контрагентами были в кратчайший срок разработаны технические проекты нескольких типов оборудования и систем для этой «малютки». Разработка технического проекта двухместной сверхмалой подлодки была завершена в декабре 1969 года, и 4 апреля следующего, 1970 года он был окончательно утвержден совместным решением Министерства судостроительной промышленности (МСП) и ВМФ СССР. Это дало возможность конструкторскому коллективу ЦПБ «Волна» приступить к разработке рабочих чертежей и технической документации на «Тритон-1 М» уже в 1970 году, а в третьем квартале того же года вся рабочая документация по СМПЛ была передана на Ново-Адмиралтейский завод, и в том же году рабочие завода приступили к строительству первых СМПЛ типа «Тритон-1 М». В 1971—1972 годах на Ново-Адмиралтейском заводе в Ленинграде были построены два первых аппарата типа «Тритон-1 М» — опытные экземпляры, предназначенные для осуществления всесторонних испытаний и изучения всех особенностей процесса строительства и эксплуатации нового типа подводных лодок. Швартовные испытания этих двух СМПЛ были завершены в июле 1972 года, после чего оба «тритона» были переведены на Черное море, где испытания были продолжены уже на морской базе предприятия «Гидроприбор». Затем оба опытных образца были направлены руководством Ленинградского Адмиралтейского объединения, в состав которого вошел Ново-Адмиралтейский завод, на заводские ходовые испытания, завершившиеся 10 января 1973 года. В ходе испытаний были устранены ранее и вновь выявленные недостатки, а также осуществлены различные работы по устранению замечаний, предъявленных к СМПЛ представителями военной приемки. С 11 по 28 января того же года обе СМПЛ были подготовлены к проведению государственных испытаний, которые прошли в период с 1 февраля по 9 июня 1973 года с перерывом с 4 по 29 апреля — для устранения выявленных замечаний. 10 июня оба «тритона» были поставлены на ревизию механизмов и окраску, после чего 30 июня 1973 года был выполнен контрольный выход в море. В тот же день членами Комиссии государственной приемки под председательством капитана 1 ранга Н. А. Мышкина были подписаны приемные акты на оба аппарата, которые и были переданы ВМФ СССР. После корректировки конструкторами проектного бюро «Волна» рабочих чертежей и документации с учетом результатов государственных испытаний опытных образцов все было передано на Ленинградское Адмиралтейское объединение, которое приступило к серийному строительству СМПЛ «Тритон-1 М». В связи с объединением в 1974 году ЦПБ «Волна» и Специального конструкторского бюро № 143 (СКБ-143) в Союзное проектно-монтажное бюро машиностроения (СПМБМ) «Малахит» все работы по корректировке технической документации и техническому сопровождению строительства и испытаний СМПЛ «Тритон-1 М», как и СМПЛ «Тритон-2», вели уже сотрудники нового бюро. Интересно, что впоследствии аббревиатура СПМБМ «Малахит» расшифровывалась уже как Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения. «Тритон-1 М» представляет собой сверхмалую подводную лодку — транспортировщик лёгких водолазов так называемого «мокрого» типа. Это означает, что у неё отсутствует прочный корпус для экипажа и включенные в индивидуальные дыхательные аппараты боевые пловцы находятся в проницаемой для забортной воды кабине СМПЛ. Доставка сверхмалой подводной лодки типа «Тритон-1 М» к месту проведения операции может осуществляться на борту надводных кораблей судов различного водоизмещения, а также подводными лодками. Перевозка данной СМПЛ может быть проведена любыми транспортными средствами — автомобильными, железнодорожными и даже авиационными. СМПЛ «Тритон-1 М» до сих пор находятся в эксплуатации — например, на Северном флоте имеется несколько таких аппаратов. Однако поскольку они были созданы достаточно давно и уже не удовлетворяют по ряду показателей тем требованиям, которые предъявляются к подводным лодкам данного класса, СПМБМ «Малахит» разработал модернизированный вариант СМПЛ, сохранивший свое обозначение «Тритон-1 М», но это уже другая история. Представляю фотографии значка СМПЛ «Тритон-1М» и натурную фотографию СМПЛ во время проведения испытаний.

На фото:
1. СМПЛ "Тритон-1М". Разработан в 1966 г. для водолазов и с индивидуальным дыхательным аппаратом. кабина на 2 человека, водозаполняемая.
2. Сувенирный значок с изображением СМПЛ "Тритон-1" производства сувенирной фирмы "Рыжий Кот", Петрозаводск.

Аватара пользователя
Туманов Вадим
АКАДЕМИК ФОРУМА
Сообщения: 276
Зарегистрирован: 25 сен 2016, 15:27
Репутация: 68
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 288 раз
Контактная информация:

мой маленький музей - Сверх малые подводные лодки.

#2

Сообщение Туманов Вадим »

Сверх малая подводная лодка проекта 865 "ПИРАНЬЯ".

Во второй половине 1970-х годов командование ВМФ СССР выдало ленинградскому Специальному морскому бюро машиностроения «Малахит» техническое задание на проектирование первого проекта советской сверхмалой подводной лодки. ТТЗ определяло, что такая лодка предназначается для использования на морском театре с обширной мелководной акваторией шельфа, в диапазоне глубин от 10 до 200 метров. Подлодка должна была решать задачи противодействия противнику и вести разведку. Для обеспечения этих задач на лодке следовало разместить соответствующее радиоэлектронное вооружение, минно-торпедное оружие, а также водолазный комплекс для выполнения специальных задач на глубинах до 60 метров. По ТТЗ водоизмещение подводной лодки не должно было превышать 80 тонн. Главным конструктором проекта 865 был назначен Л. В. Чернопятов, которого в 1984 году сменил Ю. К. Минеев. Так как более ранние наработки Остехбюро по сверхмалым ПЛ были засекречены и прочно забыты, вновь потребовалось начинать проектирование «с нуля». В ходе проектирования ПЛ проекта 865 был выполнен значительный объём опытных работ, модельных и натурных испытаний, экспериментов по отдельным конструкциям, устройствам и технологическим процессам. Закладка опытной подводной лодки состоялась на Ленинградском Адмиралтейском объединении в июле 1984 года. Ее габариты составляли: длина 28,2 метра, ширина 4,7 метра, средняя осадка 3,9 метра, водоизмещение надводное — 218 тонн. 20 августа 1986 года опытная лодка, получившая тактический номер МС-520, была спущена на воду. Затем на протяжении 2 лет она проходила заводские и государственные испытания, которые завершились лишь в декабре 1988 года. С 1989 года МС-520 находилась в Лиепае в составе 22-й бригады подводных лодок. Выходы подлодки в море были сопряжены с трудностями, а боевая подготовка оказалась весьма сложной. В испытаниях подводной лодки участвовал гидронавт-испытатель 40 ГНИИ Министерства обороны А. И. Ватагин, которому впоследствии было присвоено звание Героя Советского Союза. В марте 1999 года обе подводные лодки проекта 865 «Пиранья» были отбуксированы в Кронштадт для разделки на металлолом, прослужив менее десяти лет. Причин для досрочного вывода ПЛ из боевого состава флота было много: недостаток финансирования, мнение ряда флотских специалистов о ненужности таких кораблей, а также явные недостатки проекта (слишком большое водоизмещение и трудности эксплуатации). Одна из подводных лодок проекта принимала участие в съёмках российского художественного фильма «Особенности национальной рыбалки». В ходе расследования в США был задержан некий Людвиг Файнберг, который признал, что по заказу одного из крупнейших наркобаронов в мире Пабло Эскобара пытался приобрести в России сверхмалую подводную лодку проекта 865. Тогда сделка сорвалась.

На фото:
1. СМПЛ "Пиранья" с экипажем.
2. Две СМПЛ "Пиранья" у стенки причала. Балтийский флот.
3. Сувенирный значок СМПЛ "Пиранья" производства фирмы "Рыжий кот". Петрозаводск.
4. Памятный значок для разработчиков, строителей, испытателей и экипажей СМПЛ 856 "Пиранья".

Ответить

Вернуться в «ПОДВОДНЫЙ ФЛОТ»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 11 гостей