Мой маленький музей - служба размагничивания кораблей.

Модератор: Туманов Вадим

Ответить
Аватара пользователя
Туманов Вадим
АКАДЕМИК ФОРУМА
Сообщения: 276
Зарегистрирован: 25 сен 2016, 15:27
Репутация: 68
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 288 раз
Контактная информация:

Мой маленький музей - служба размагничивания кораблей.

#1

Сообщение Туманов Вадим »

Служба размагничивания кораблей ВМФ.

В ночь на 23 июня 1941 г. в устье Финского залива подорвался на вражеской мине эскадренный миноносец "Гневный". В ту же ночь неподалеку подорвался крейсер "Максим Горький", а утром, при переходе с рейда Вермейсаар в Таллин, погиб базовый тральшик БТЩ-208. Были потери от вражеских мин и на других флотах. Гитлеровцы полагали, что наш флот вынужден будет скрываться в своих базах и действия его окажутся парализованными в результате применения нового минного оружия.

Противник применил так называемую магнитную, или неконтактную, мину, для взрыва которой не требовалось её непосредственного соприкосновения с корпусом корабля; взрыватель такой мины срабатывает от воздействия магнитного поля корабля. И хотя магнитные мины не являлись новинкой (впервые они были применены ещё в первую мировую войну), в планах немецкого командования это оружие занимало видное место. Еще накануне нападения на нашу страну гитлеровцы тайно поставили заграждения из магнитных мин сначала в островном районе, затем в Финском заливе, а в первые дни войны "рассыпали" с самолетов значительное их число на подходах к Кронштадту. Подобные мины появились с началом войны и в бухтах Севастополя, на Днепровско-Бугском лимане у Очакова, у Одессы и Феодосии, у Мурманска, Архангельска.

Но еще утром 22 июня 1941 г. государственная комиссия принимала размагничивающее устройство на линкоре "Марат", разработанное физиками ЛФТИ (Ленинградский физико-технический институт).

Немецкая неконтактная мина образца 1941 г. была совершеннее, каверзнее старых магнитных мин. В Советском Союзе учли опыт применения магнитных мин Первой мировой войны и в 1936 г. командование ВМФ СССР поставило перед специалистами задачу: разработать методы защиты кораблей от неконтактного (магнитного) минного и торпедного оружия. Эта работа была поручена ЛФТИ, и за её выполнение взялись А. П. Александров (позднее президент Академии наук СССР), Б. А. Гаев. В лаборатории А. П. Александрова создали специальную группу, которая занялась поставленной, проблемой. Идея, положенная в основу работы, состояла в размагничивании корабля. Ученые предлагали сделать это путем компенсации магнитного поля корабля с помощью закрепленных на нем специальных обмоток, через которые пропускается постоянный ток. Таким способом можно было добиться того, что корабль, проходя над миной, не вызывал срабатывания её взрывателя, имевшего ограниченную чувствительность.

Но эта, казалось бы, простая и понятная специалистам идея, предложенная А. П. Александровым, Б. А. Гаевьш и инженером Балтийского завода А. А. Картиковским, вызвала поначалу немало споров.
- Не получится,- сомневались одни.- Куда разумнее сосредоточить силы на создании и совершенствовании методов траления.

- Не размагничивать надо корабль, а еще больше намагничивать - утверждали другие - Тогда его увеличенное магнитное поле будет вызывать взрыв магнитной мины на большом расстоянии от корабля. (Именно по этому пути пошли англичане, и к началу войны их корабли оказались незащищенными от немецких магнитных мин и торпед. Понеся ощутимые потери, англичане, уже в ходе войны, начали разрабатывать размагничивающие устройства и оснащать ими свой флот). Но физтеховцы стояли на своём.

1937 г. Сначала на магнитной модели корабля в лаборатории, затем в сухом доке Кронштадта на эсминцах "Яков Свердлов" и "Артем", на лидере "Ленинград" сотрудники института провели первые измерения магнитных полей кораблей и опыты по их компенсации. Результаты оказались благоприятными и позволили А. П. Александрову, Б. А. Гаеву и А. А. Картиковскому подать заявку на изобретение метода защиты кораблей от магнитных мин.

В 1938 г. командование ВМФ предоставило в распоряжение группы А. П. Александрова корабль "Дозорный". В Ораниенбаумском порту на "Дозорный" наложили размагничивающую обмотку, включили оптимальный ток. Корабль прошел над разоруженной магнитной миной, но она никак на это не реагировала. Теперь уже для экспериментов выделили линейный корабль "Марат". И они прошли успешно! Деятельную помощь ученым оказывала группа офицеров во главе с Б. Е. Годзевичем и сотрудники конструкторского бюро во главе с Г. Г. Бориным и Н. М. Хомяковым.

В 1939 г. начался переход к разработке и испытаниям опытных размагничивающих устройств. К группе ЛФТИ подключаются другие исследовательские организации. На Онежском озере проводятся всесторонние испытания противоминного защитного устройства ЛФТИ на "Дозорном". Вывод государственной комиссии: размагничивающее устройство действует надежно, отвечает своему назначению!

В 1940 г. на кораблях монтируют опытные промышленные устройства. Разработан план оборудования противоминной защитной системой ЛФТИ всех надводных кораблей ВМФ.

Война, естественно, внесла свои поправки в организацию работы, потребовала иных темпов, породила немало трудностей и осложнений. Однако типовые проекты, разработанные в довоенные годы, позволили с первых же дней начать на кронштадтском Морском заводе оборудование противоминным защитным устройством системы ЛФТИ эсминцев "Грозящий", "Суровый", "Славный" и других боевых кораблей. Накопленные данные о магнитных полях кораблей разных классов дали возможность без промедлений назначать параметры временных размагничивающих обмоток. Их прокладывали и закрепляли на палубах вдоль бортов кораблей КБФ до монтажа более основательных устройств. Военные моряки в самые сжатые сроки освоили изготовление таких "времянок", используя имевшийся разнокалиберный кабель.

Теперь счет пошел даже не на дни, а на часы и минуты. 28 июня 1941 Г. за одну белую ночь удалось надежно защитить крейсер "Киров", и он был благополучно выведен из Рижского залива через минное поле у острова Даго. А еще до этого, за первую пятидневку войны, была создана и начала энергично действовать Балтийская группа размагничивания кораблей во главе с офицером НТК НК ВМФ М. В. Шадеевым, Несколько ТЩ оборудовали размагничивающими устройствами и направили на боевое траление. Были разработаны и изготовлены специальные тралы для борьбы с магнитными минами.

Вскоре после этого было принято специальное решение об организации массового размагничивания кораблей ВМФ. Были созданы группы размагничивания кораблей Черноморского, Северного и Тихоокеанского флотов; Балтийская группа выделила в помощь им специалистов-размагнитчиков.

В 1941 г. А. П. Александров защитил докторскую диссертацию. После защиты он выехал в Таллин, где принял участие в оборудовании системой ЛФТИ лидеров "Ленинград" и "Минск", линкора "Октябрьская революция", ряда эсминцев. Невероятно, но факт - эта работа, выполнявшаяся с помощью личного состава кораблей, была закончена к концу июня, а 1 июля А. П. Александров с группой размагнитчиков возвратился на линкоре в Кронштадт. В пути он тщательно следил за действиями защитного противомагнитного устройства, которое смонтировали по упрощенному варианту - обмотки были подвешены прямо к леерным стойкам. Попутно проверялось знание личным составом правил обслуживания противоминного устройства.

Между тем стали быстро иссякать запасы кабеля. Кто-то вспомнил о кабеле, доставленном в Ленинград до войны, - он предназначался для крейсера "Лютцов", купленного у Германии. Неожиданный резерв был успешно использован. Но и этот кабель вскоре был израсходован. Балтийская группа размагнитчиков направила своих "разведчиков" на ленинградские заводы "Севкабель", "Электросилу", Металлический, на судостроительные и многие другие предприятия. Было обнаружено и доставлено к месту работ необходимое сырье. В результате кабель в нужном количестве был найден.

На заводе им. А. А. Жданова размагничивались тральщики и сторожевые корабли, на Балтийском заводе - шаланды "Бурея", "Олекма" и "Нора", которые переоборудовались под канонерские лодки для Ладожской военной флотилии. В июле же в Ленинграде были смонтированы размагничивающие устройства на эсминцах "Статный" и "Скорый", а в августе - на эсминцах "Строгий" и "Стройный". Измерения магнитных полей этих кораблей велись на Неве. За первые полтора месяца войны было оборудовано размагничивающими устройствами 53 корабля. Энергично велась эта работа и на других театрах морских военных действий: уже в августе 1941 г. основное боевое ядро кораблей на всех действующих флотах и флотилиях было защищено от магнитных мин противника.

Накапливавшийся опыт позволил Балтийской группе в том же августе подготовить брошюру в помощь размагнитчикам. НТК НК ВМФ издал её и распространил на других флотах. Называлась она так: "Правила по оборудованию и эксплуатации систем ЛФТИ на надводных кораблях ВМФ".

Противник непрерывно совершенствовал своё минное оружие: повышалась чувствительность магнитных замыкателей, вводились новшества, затруднявшие траление мин. Например, на Балтике и одновременно на Черном море были обнаружены, разоружены и изучены новые немецкие мины, специально подготовленные для борьбы с нашими размагниченными кораблями, - чувствительность этих мин в десять раз превышала прежнюю. В связи с этим продолжалась энергичная научно-исследовательская работа в лабораториях ЛФТИ и непосредственно на флотах. Углубленнее изучались магнитные поля кораблей, их курсовые изменения, обмотки стали более гибко секционировать, применили курсовые обмотки с ручным или автоматическим регулированием токов. Теоретические расчеты академика И. Е. Тамма по экранированию корпусом корабля магнитного поля обмоток позволили размещать обмотки внутри корабля, распределяя их по высоте борта.

Организацией и планированием этой работы руководил энергичный, инициативный начальник электротехнического отдела НТК НК ВМФ М. В. Шадеев. Деятельное участие в ней принимали не только ученые ЛФТИ, но и вся Балтийская группа размагничивания кораблей. Непрерывно увеличивалась живучесть кабеля, повышалась эффективность устройства. Ценные исследования провел на лидере "Минск" офицер НТК НК ВМФ В. М. Питерский. Они позволили уже зимой 1941/42 г. перемонтировать на палубах кабель на крейсере "Максим Горький", лидере "Ленинград", эсминце "Славный", на ряде СКР и БТЩ.

Поначалу подводные лодки (ПЛ) вообще не имели защиты от магнитных мин, так как обмоточный метод по ряду технических причин был для подводных кораблей неприменим. Но на Балтике удалось создать безобмоточный метод защиты ПЛ. Позднее на него было выдано авторское свидетельство на изобретение М. В. Шадееву, В. М. Тучкевичу, А. В. Курленкову, М. Г. Фролову.

Первоначально, ля размагничивания кораблей, использовали лодочные батареи, позднее создали сеть СБР - их разместили на шхунах, баржах, дебаркадерах, имевших свои аккумуляторные батареи. Метод безобмоточного размагничивания постепенно совершенствовался, его позднее применили для защиты и надводных крупнотоннажных судов.

Работать было трудно. Во время опытов по размагничиванию ПЛ "Щ-207", проводившихся группой И. Б. Гинзбурга и С. В. Евгеньева, в самый разгар работы, когда на корпус лодки .только успели уложить кабель, налетели вражеские бомбардировщики. Пришлось обрубить концы кабеля. Кончился налет - испытания продолжались. Под огнем врага проводились испытания и на других ПЛ. Особое значение для размагнитчиков имела магнитоизмерительная аппаратура. Еще до войны группа А. П. Александрова разработала в ЛФТИ переносный магнитометр ("вертушка ЛЕФТИ"). Первые опытные комплекты действовали хорошо. Заводу "Электросила" было заказано 40 комплектов "вертушки", обеспечить их гальванометрами должен был завод "Пирометр". Через неделю первый комплект был готов, за ним и остальные. Их сразу же направляли на все флоты.

Теперь корабли получали возможность безопасно проходить над немецкими магнитными минами, не подвергаясь угрозе подрыва. И все же это была только часть большой проблемы защиты от фашистского минного оружия. Требовалось еще и уничтожать магнитные мины. Вот почему размагнитчики поддерживали тесные связи со специалистами-минерами, которые снабжали их данными о разоруженных минах и привлекались к созданию неконтактных тралов. Еще весной 1942 г. А. П. Александров вместе с дочерью академика А. Ф. Иоффе - молодым ученым Валентиной Абрамовной Иоффе - разработал проект специальной трал-баржи. Ее мощное магнитное поле должно было позволить на безопасном расстоянии подрывать магнитные мины противника и тем самым расчищать фарватер для безопасного прохода кораблей.

Испытания трал - баржи были намечены на следующий день после того, как очередные магнитные мины были сброшены фашистской авиацией в районе Кронштадта. Буксировать трал-баржу КП-25 должен был ТЩ "Поводец". Однако утром в день испытаний вдруг обнаружилось, что тральщик сам... основательно намагнитился от трал-баржи и потому оказался незащищенным от магнитных мин врага. Участвовать в испытаниях он не мог. Был принят новый план: пришвартовать "Поводец" для подачи электроэнергии в обмотки трал- баржи прямо к её борту, а буксировку поручить размагниченному ТЩ "Пикша" и буксиру ГС-2. Испытания прошли отлично, показали высокую эффективность нового контр-оружия. Были оборудованы новые трал- баржи, и они дали возможность энергично очищать акваторию от вражеских магнитных мин.

Тогда гитлеровцы ответили применением неконтактных акустических мин, но и эта карта врага была бита: на трал-баржах стали устанавливать специальные пневматические устройства, парализовавшие действие и новых мин (См. фильм «Аллегро с огнём»).

В апреле 1942 г. конструктор Г. И. Митин разработал проект такой станции. В деревянном корпусе парусно-моторной шхуны силами судоремонтных мастерских Лепморпогранпорта была оборудована первая на Балтике СБР-П. Тогда же в Кронштадте оборудовали рейдовыми бочками стенд безобмоточного размагничивания. Дело двинулось. Затем в Ленинграде появилась СБР-12 -с её помощью размагнитили ПЛ С-4, Щ-302 и др. На Ладоге действовала СБР-13. Одновременно с проведением монтажных работ деятельно обучали личный состав. В сутки на станции полностью размагничивался корабль, а иногда и два.

Число станций непрерывно росло. В апреле 1943 г. вступила в строй СБР-26 со стендом на Неве, возле Финляндского вокзала, а в ноябре того же года стала функционировать СБР-31 тоже со стендом на Неве (выше Б. Охтинского моста). К слову сказать, на этой станции служил краснофлотцем бывший научный сотрудник ЛФТИ Б. С. Джелепов. Мобилизованный на флот, он оказал неоценимую помощь в проводившейся на станции научно- исследовательской работе, проявил мужество и отвагу. Ныне Борис Сергеевич -член-корреспондент АН СССР.

Боевая практика показала высокую эффективность разработанных методов. Совместная деятельность ученых, специалистов в первый же месяц войны свела к минимуму потери от вражеских мин и полностью сорвала попытки врага закупорить наши корабли в базах. нарушить Ни один корабль, снабженный защитной системой ЛФТИ или обработанный безобмоточным методом, не подорвался на магнитных минах. А специалисты по размагничиванию кораблей ведут историю своей службы с июня 1941 года.

На фото:
1. Памятный знак службы размагничивания кораблей ВМФ СССР, выпущенный по случаю 30-летия создания службы. Аверс. Крепление булавочное. Редкий.



iva210848
АБИТУРИЕНТ
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 02 фев 2022, 11:16
Репутация: 0
Контактная информация:

Мой маленький музей - служба размагничивания кораблей.

#2

Сообщение iva210848 »

Уважаемый Вадим, прочитал Вашу заметку по теме службы РК. Для читателей, не являющихся специалистами в РК, она может быть некоторым введением в тему, но не более... . Всё было не так бравурно, как Вы описываете. Эта история достаточно противоречива, что проявилось и в Вашей заметке (последний абзац). Всё-таки, потери от магнитных мин были минимальными (тогда сколько?) или нулевыми? В 2008 году была опубликована книжка В.Г.Семёнова "Две истории размагничивания кораблей". Очень рекомендую её найти и почитать.
А в целом я благодарен Вам и другим коллегам за обращение к нашей истории. Кто знает историю, тот понимает, что надо делать, чтобы не повторять её ошибки.
Готов сотрудничать с Музеем по этой теме.

Аватара пользователя
AKADEMI
ВЕЧНЫЙ СТУДЕНТ
Сообщения: 11947
Зарегистрирован: 19 сен 2016, 12:16
Репутация: 569
Откуда: Тамбовщина
Отзывы о моих сделках: index.php
Благодарил (а): 15538 раз
Поблагодарили: 5661 раз
Контактная информация:

Мой маленький музей - служба размагничивания кораблей.

#3

Сообщение AKADEMI »

iva210848 писал(а):
02 фев 2022, 12:27
Готов сотрудничать с Музеем по этой теме.
iva210848, мы будем рады, если Вы поделитесь информацией на нашей площадке!
Делай то, зачем пришёл.

Ответить

Вернуться в «ВСЁ СВЯЗАННОЕ С ВМФ»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 10 гостей