Мой маленький музей - Паруса моей коллекции.

Модератор: Туманов Вадим

Ответить
Аватара пользователя
Туманов Вадим
АКАДЕМИК ФОРУМА
Сообщения: 276
Зарегистрирован: 25 сен 2016, 15:27
Репутация: 68
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 288 раз
Контактная информация:

Мой маленький музей - Паруса моей коллекции.

#1

Сообщение Туманов Вадим »

Парусно-моторная шхуна, научно-исследовательское судно "Персей".

Постройка зверобойного судна «Персей» была начата сибирским промышленником Е. В. Могучим в 1916 году в Онеге. Через три года его отбуксировали в Архангельск, где на реке Лае после передачи Советом Труда и Обороны корпуса судна Плавморнину 10 января 1922 года, началась его достройка и оборудование по норвежским чертежам, как научно-исследовательского судна. Руководили работами корабельный мастер В. Ф. Гостев и первый директор института, профессор МГУ И. И. Месяцев. В группу строителей судна входили и будущие известные ученые Л. А. Зенкевич, В. В. Шулейкин, М. В. Кленова, Н. Н. Зубов, которые впоследствии принимали участие в рейсах «Персея». 7 ноября 1922 года на корме судна был поднят Государственный флаг РСФСР, а 1 февраля 1923 года на гафеле появился собственный флаг судна — синий вымпел с изображением семи звезд созвездия Персея. С тех пор этот вымпел первого советского научно-исследовательского судна стал эмблемой советских и российских научно-исследовательских институтов рыбной отрасли. 19 августа 1923 года судно «Персей» вышло в свой первый научный рейс. За годы своего плавания корабль науки совершил множество экспедиций (по разным данным — от 80 до 99) по северным морям — Баренцеву, Карскому, Гренландскому, плавал у берегов Новой Земли, Земли Франца-Иосифа, Ян-Майена и Шпицбергена. Участвовал в поисках арктической экспедиции Нобиле. Корабль проводил гидрологические, научно-промысловые исследования, в том числе по программе второго Международного полярного года (1932—1933 гг.). Во время Великой Отечественной войны, 10 июля 1941 года, «Персей» был потоплен немецко-фашистской авиацией в губе Эйна Мотовского залива. Рейсы «Персея» стали школой для многих известных ученых-океанологов. Через исследования северных морей бассейна Северного Ледовитого океана «Персеем» советская наука перешла к исследованию всего Мирового океана.

На фото:
1. Персей под моторным ходом.
2. Персей во льдах.
3. Персей. 1916-1941 гг. под парусом
4. Всё, что на сегодняшний день осталось от Персея.
5. Персей. Значок из сувенирной серии.
6. Персей. значок из сувенирной серии.
7. Персей. значок из сувенирной серии.

Аватара пользователя
Туманов Вадим
АКАДЕМИК ФОРУМА
Сообщения: 276
Зарегистрирован: 25 сен 2016, 15:27
Репутация: 68
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 288 раз
Контактная информация:

Мой маленький музей - Паруса моей коллекции.

#2

Сообщение Туманов Вадим »

Научно-исследовательское судно, парусно-моторное судно, бывшее норвежское промысловое судно, "Николай Книпович".

26 августа 1928 года, в порт приписки Мурманск прибыло научно-исследовательское моторно-парусное судно Мурманского биологического института «Николай Книпович», построенное в Норвегии.
В 1932 году экспедиция под руководством Н. Н.Зубова совершила на судне уникальный высокоширотный рейс в Арктику, достигла острова Виктория – крайнего западного владения СССР в Арктике, установила на нем государственный флаг, обогнула Землю Франца-Иосифа с севера и дошла до острова Визе к северу от Новой Земли.
В годы Великой Отечественной войны – сторожевой катер в составе Беломорской военной флотилии Северного флота.
После войны – в гидрометеорологической службе.
Списано в 1959 году.
В 1986 году останки судна подняты из приливной полосы Кольского залива в районе поселка Минькино, отбуксированы на Мурманскую судоверфь, затем в Архангельск для реконструкции и восстановления в качестве памятника истории. В 90-е годы были утеряны.
Истории научно-исследовательского судна «Николай Книпович» посвящена книга мурманского краеведа и издателя Игоря Циркунова «Арктический корабль науки».

На фото:
1. Николай Книпович в Екатериненской бухте.
2. Николай Книпович в Баренцевом море.
3. Сувенирный значок "Исследователь моря Н. М. Книпович", на котором изображена НИС Николай Книпович.

Аватара пользователя
Туманов Вадим
АКАДЕМИК ФОРУМА
Сообщения: 276
Зарегистрирован: 25 сен 2016, 15:27
Репутация: 68
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 288 раз
Контактная информация:

Мой маленький музей - Паруса моей коллекции.

#3

Сообщение Туманов Вадим »

Учебное парусное судно ВМФ СССР «Дунай» бывший итальянский учебный парусник «Христофор Колумб».
Роскошное парусное судно было спущено на воду 4 апреля 1928 года на королевской верфи «Regio Cantiere Navale», расположенной в Кастелламаре-ди-Стабия, недалеко от Неаполя под названием "Христофор Колумб" в паре с однотипным "Америго Веспуччи" по личному распоряжению Муссолини. с 1926 году. Италия тогда взяла курс на создание сильного военно-морского флота, желая превратить Средиземное море в «mare nostrum», что означает «наше море», как его называли ранее древние римляне. Подготовка будущих моряков на парусном корабле должна была укрепить дух нации и возродить славные традиции средневековых хозяев моря - генуэзцев и венецианцев.Однако у истории по этому поводу были свои планы...
До начала Второй мировой войны «Cristoforo Colombo» вместе с «Amerigo Vespucci» регулярно выходили в море, совершая учебные походы, во время которых тысячи курсантов военно-морской академии Легхорн ВМС Италии получили необходимые навыки и набрались практического опыта .
После окончания войны и подписания мирного договора в Париже Италия была обязана в качестве контрибуции передать СССР часть своих военных кораблей. В этот список помимо линкора Джулио Чезаре, крейсера Дука д'Аоста и еще нескольких других попадает и учебный парусник Христофор Колумб. Буря общественного возмущения и негодования, поднявшегося в Италии, не смогла изменить это решение, и корабли в 1948-1949 г. отправились на службу в Союз.Прибыв к берегам послевоенной Одессы «Cristoforo Colombo» меняет свое название на «Дунай» и до 1960 года используется по своему первоначальному назначению, то есть в качестве учебного судна ВМФ СССР, а в 1958 г. передан ММФ.
Красавец - парусник, до 1967 г. не претерпел "набегов варяг", с уникальной формой форштевня вместе с бушпритом, украшенным золоченой фигурой Христофора Колумба и адмиральским балконом на корме, кают-компанией и гостиной с мебелью из красного дерева, многочисленными морскими приборами: хронометром, секстантом (секстаном) времен капитана английского флота Джека Кембелла, подзорной трубой…. На полках шкафов сувениры, в шкафах сервизы с позолоченным столовым серебром.
Парусник многократно выполнял дипломатические миссии, плавая под итальянским флагом, и под флагом СССР, принимал высокие правительственные делегации и соответствовал такому статусу. В 1967 г., простояв несколько лет на СРЗ "Украина" в Одессе, "Дунай" был разграблен и растащен по частям.
В 1963 году во время перевозки грузов на его борту произошел сильный пожар, после которого корабль вынужденно списывается и отправляется на «вечную стоянку». Простояв таким образом до 1971 года, заброшенный и ветхий «Дунай», а в прошлом «Христофор Колумб», полностью разбирается и отправляется на слом.
Позже в кабинете одного из руководителей Минтранса Украины появился сейф, обшитый красным деревом с медной табличкой, на которой была надпись "Christopher ColumbuS".

На фото:

1. Итальянский учебный парусник "Christopher ColumbuS".
2. Носовая позолоченная фигура Христофора Колумба.
3. Дунай. 1960 г.
4. Памятный значок парусника «Дунай» (заказ бывших курсантов ВМФ и ММФ) под линзой. Крепление цанговое.
5. Памятный значок парусника «Дунай» (заказ бывших курсантов ВМФ и ММФ) без линзы, холодная эмаль. Крепление цанговое.

Аватара пользователя
Туманов Вадим
АКАДЕМИК ФОРУМА
Сообщения: 276
Зарегистрирован: 25 сен 2016, 15:27
Репутация: 68
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 288 раз
Контактная информация:

Мой маленький музей - Паруса моей коллекции.

#4

Сообщение Туманов Вадим »

УЧЕБНАЯ ПАРУСНАЯ ШХУНА «ЗАПАД».

Построена в 1949 году в Финляндии. В числе 91 парусника по репарации было и передана СССР и вошло в Эстонское пароходство, где перевозила грузы и использовалась как учебное судно.
Позднее передано Северному морскому пароходству (Архангельск), использовалось для перевозки грузов и пассажиров по линии Умба — Кандалакша, затем передано в Нарьян-Марский порт.
В 1953 году передано Архангельскому мореходному училищу, где на нем проходили практику курсанты мореходных училищ СССР, рейсы совершались в Белом и Баренцевом морях.
Использовалось при съемках фильма «Георгий Седов» (1974).
В 1980 году переоборудована в музей.
В 1983 году установлена на Красной пристани как памятник романтической эпохе парусного флота и символ первого порта России — Архангельска.
В 1993 году шхуна получила сертификат памятника науки и техники Ассоциации научно-технических музеев Российского национального комитета Международного совета музеев.
В июле 1998 года порывом ураганного ветра все три мачты шхуны были сломаны.
В 2005 году исключена из списка музейных экспонатов Морского музея и стала объектом недвижимости на балансе музея.
В настоящий момент находится в аварийном состоянии в ожидании реставрации.

На фото:
1.Шхуна «Запад» до постановки в музейную экспозицию.
2.Шхуна «Запад» в музее Архангельска.
3.Сувениирный значок из серии, выпущенной по случаю 400-летия Архангельска, с изображением шхуны «Запад».
4.Ветеранский выпуск значка бывших курсантов Одесского Высшего Инженерного Морского Училища, проходивших практику на шхуне «Запад». Выпущен значок около 2014 г. Аверс.
5. Реверс ветеранского значка.

Аватара пользователя
Туманов Вадим
АКАДЕМИК ФОРУМА
Сообщения: 276
Зарегистрирован: 25 сен 2016, 15:27
Репутация: 68
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 288 раз
Контактная информация:

Мой маленький музей - Паруса моей коллекции.

#5

Сообщение Туманов Вадим »

УЧЕБНОЕ ПАРУСНОЕ СУДНО «ДРУЖБА».

«Дружба» — учебный парусник, построенный в Польше в 1987 г. по типу очень удачного корабля «Дар молодежи» специально для Одесской «мореходки». Проект В-810. В 1992 году в итальянском порту Мессина судно переоборудовано под круизную яхту. Число мест для курсантов сократилось до 30; на месте кубриков появились 29 двухместных пассажирских кают, ресторан на 75 мест, два бара. Судно работало на маршруте Барселона — Балеарские острова, затем (в 1995—1996 годах) в Болгарии, в 1997 году арендовалось фирмой «Приморье» (владелец Леонид Климов). Увы, золотой век фрегата закончился довольно быстро — с распадом СССР. Последние несколько лет он стоит на приколе в Практической гавани в Одессе и ржавеет.

На фото:
1.УПС «Дружба» в походе.
2.УПС «Дружба» на приколе в Одессе.
3. Памятный знак Одесского Высшего Инженерного училища с изображением парусника «Дружба». Аверс.
4. Памятный знак Одесского Высшего Инженерного училища с изображением парусника «Дружба». Реверс.


Аватара пользователя
Туманов Вадим
АКАДЕМИК ФОРУМА
Сообщения: 276
Зарегистрирован: 25 сен 2016, 15:27
Репутация: 68
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 288 раз
Контактная информация:

Мой маленький музей - Паруса моей коллекции.

#6

Сообщение Туманов Вадим »

Немагнитная шхуна «Заря».

Построена в Финляндии на верфи «Лайватеоллисуус» (фин. Oy Laivateollisuus Ab) в городе Турку в 1952 году по заказу АН СССР на основе деревянной рыболовной шхуны. Всего верфь «Лайватеоллисуус» построила 45 судов. «Заря» была самой дорогой в производстве и получила у финнов прозвище — «Золотая шхуна» (фин. Kultakuunari). Это было последнее из 91 парусных судов, построенных для СССР в качестве военной контрибуции.
Построена «Заря» из немагнитных материалов: деревянный корпус обшит латунными листами до ватерлинии. Крепления, такелаж, якорные и прочие устройства выполнены из цветных металлов.
В качестве балласта использован чистый свинец. Элементы судна, влияющие на регистрацию магнитного поля, такие как электромоторы, электрогенераторы, дизельные установки, радиоэлектронное оборудование и прочее расположены в кормовой части, подальше от измерительных приборов. Шхуна оборудована аппаратурой для регистрации и записи магнитного поля Земли. Судно обслуживала команда из двадцати семи человек, без учета девяти научных работников: геофизиков-магнитологов, специалистов по радиоэлектронике.
Деятельность шхуны началась в 1956 году, и уже к 1964 году «Заря» прошла более 300 тысяч километров. Маршруты её проходили в основном в южной части Тихого океана. Основная задача судна — регистрировать магнитное склонение деклинографом.
В список других задач входят: вертикальное зондирование ионосферы специальной ионосферной станцией, регистрирование нейтронов в потоке космических лучей нейтронным монитором.
В результате деятельности судна были выявлены ранее неизвестные магнитные аномалии.
Обобщённые данные магнитометрии, полученные из исследований на воде, на суше и на больших высотах в воздухе, позволили проверить и уточнить представления о структуре магнитного поля Земли в целом, а также о его распределении и происхождении.
С самого начала свой службы в СССР шхуна «Заря» была сверх секретным парусником, занимавшимся кроме указанных исследований решением военных и военно-космических задач, а так же задач разведки. Эти объясняется почти полное отсутствие её фотографий того времени. И тот ляп, который был допущен при изготовлении в 1972 г. значка шхуны по случаю 20-летия её постройки и ввода в строй. Художник не видел самой шхуны по соображениям секретности, не разбирался в парусном вооружении и, в результате, парусное вооружение шхуны на значке сделал произвольным. Позднее, после капитального ремонта, контуры шхуны стали известны и в дальнейшем ошибки в значках не допускались. Правда, значков шхуны «Заря» с гафельным вооружением, так и не существует.
В 1976 г. «Заря» прошла капитальный ремонт. На ней были установлены новые мачты из немагнитных сплавов, гафельное парусное вооружение заменено бермудским. В 1985 г. На судне проводились съёмки советско-болгарского телевизионного семисерийного кинофильма В поисках капитана Гранта.
В безденежье 1990-х годов шхуна некоторое время стояла в Санкт-Петербурге, после чего была сдана на слом.


На фото:
1.Шхуна «Заря» перед передачей СССР в 1956 г.
2.Шхуна «Заря» после капитального ремонта в Финляндии и замены парусного вооружения с гафельного на бермудское.
3.Значок в память 20-летия постройки шхуны. Имеются разновидности по окраске. В данном случае, хотя и плохо видно, значок покрыт зеленоватым лаком. Аверс.
4. Значок в память 20-летия постройки шхуны. Имеются разновидности по окраске. Реверс.
5. Значок в память 20-летия постройки шхуны. Разновидность по покрытию металла (анодирование).
6. Значок в память 20-летия постройки шхуны. Разновидность: значок покрыт прозрачным лаком.
7. Значок в память 20-летия постройки шхуны. Разновидность: медальон значка покрыт голубой краской.
8. Сувенирный значок по случаю 20-летия шхуны «Заря», выпущен после 1976 г. Аверс.
9. Сувенирный значок по случаю 20-летия шхуны «Заря», выпущен после 1976 г. Реверс.
10. Значок в честь шхуны «Заря». Выпушен во второй половине 70-х гг.
11. Значок в честь шхуны «Заря». Выпушен во второй половине 70-х гг. Разновидность по окраске парусов. Бытует мнение, хотя и не подтверждённое, что этот значок был изготовлен для выпускников школ Ленинграда, для которых ежегодно, на выпускной бал, выпускаются значки «Алые паруса».
12. Реверс обеих значков.
13. Сувенирный значок из серии «Академия наук СССР». Аверс.
14. Сувенирный значок из серии «Академия наук СССР». Реверс.
15.Сувенирный значок из серии «Научно-исследовательские суда Академии наук СССР». Обратите внимание, что на значке была предпринята попытка изобразить гафельное парусное вооружение у шхуны.
16.Сувенирный значок из серии «Корабли науки».
17.Немагнитная шхуна «Заря». 1-й тип.
18. Немагнитная шхуна «Заря». 2-й тип.

Аватара пользователя
Туманов Вадим
АКАДЕМИК ФОРУМА
Сообщения: 276
Зарегистрирован: 25 сен 2016, 15:27
Репутация: 68
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 288 раз
Контактная информация:

Мой маленький музей - Паруса моей коллекции.

#7

Сообщение Туманов Вадим »

Учебный трехмачтовый фрегат "Херсонес".

«Херсонес» — учебный трехмачтовый фрегат (корабль с полным прямым парусным вооружением), учебная база Севастопольского филиала Государственного морского университета им. адмирала Ф.Ф. Ушакова (порт приписки — Севастополь).

Построен в Польше на Гданьской судоверфи им Ленина в 1989 году. Первоначально назван «Александр Грин», но по окончанию постройки, в честь 1000-летия крещения Руси, переименован в «Херсонес». 26 парусов управляются исключительно вручную и являются основным движителем судна. Два двигателя с приводом на один винт, служат для плавания в штормовых условиях, а также при входе и выходе из порта. Винт регулируемого шага может переводиться в так называемое «флюгерное положение» для уменьшения сопротивления при движении под парусами.

Один из шести однотипных парусников: головной «Дар Млодзёжи» для Гдыни, «Дружба» для Одессы, «Мир» для Ленинграда, «Паллада» и «Надежда» для Владивостока.

В 1997 году парусник стал первым и последним украинским судном, обогнувшим мыс Горн под парусами, на выключенных двигателях. Следует иметь в виду, что предыдущий раз парусник такого класса огибал мыс Горн в 1949 году. Это был барк "Памир". С тех пор повторить подвиг "Херсонеса" никто не смог. Все другие крупные парусники были вынуждены включать двигатели для прохождения мыса. Чилийская ассоциация вручила судну диплом о прохождении мыса Горн, а капитану «Херсонеса» Михаилу Ивановичу Сухине было присвоено почётное во всем мире звание «Альбатрос».

С 1991 по 2006 год фрегат являлся учебной базой Керченского государственного морского технологического университета. Одновременно на условиях аренды эксплуатировался туристической компанией «Инмарис» (нем. INMARIS Maritime Service GmbH) в качестве круизного судна. В 2006 года из-за финансового спора между арендатором и судовладельцем (Украина не заплатила германской фирме за проведенные ремонтные работы и судно оказалось под угрозой ареста) эксплуатация была прекращена, судно поставлено в отстой в порту Керчь. В этом состоянии парусник находился до 2015 года. За такой долгий период из-за отсутствия финансирования техническое состояние парусника полностью пришло в негодность.

При постройке корпус судна был выкрашен в белые цвета с синим декором кормы, подобным отделке других однотипных судов, и полосой вдоль борта. Это решение было принято первым капитаном судна О. Е. Елфимовым. В 2003 году корпус судна был покрашен тёмно-красной краской фирмы AKZO-Farben, украшен полосой песочно-золотистой охры вдоль борта и орнаментом того же цвета на корме.

В 2014 году возник спор на право владения судном между Росрыболовством и Минтрансом России, окончившийся в пользу последнего в лице ФГУП "Росморпорт".

9 октября 2015 года фрегат прибыл для прохождения ремонта в Севастопольский филиал ЦС "Звездочка" и 10 декабря 2015 года был поставлен в док. 11 июня 2016 года ремонт был окончен. Кораблю возвращена первоначальная окраска, только декор кормы и форштевня выполнен "золотым". Гендиректор «Росморпорта» Андрей Тарасенко сообщил, что «Херсонес» стал базироваться в Севастополе.

В сентябре 2016 г. парусник «Херсонес», впервые с момента 2006 г., отправился в свое первое плавание и принял участие в международной парусной регате «SCF Black Sea Tall Ships Regatta – 2016».

На фото:
1. "Херсонес" в первоначальной окраске.
2."Херсонес" в окраске 2003 года.
3. Экипажный нагрудный значок "Херсонес". Первый вариант. Аверс.
4. Экипажный нагрудный значок "Херсонес". Первый вариант. Реверс.
5. Экипажный нагрудный значок "Херсонес". Второй вариант. Аверс.
6. Экипажный нагрудный значок "Херсонес". Второй вариант. Реверс.
7. Экипажный нагрудный значок "Херсонес". Третий вариант. Аверс.
8. Экипажный нагрудный значок "Херсонес". Третий вариант. Реверс.
9. Памятный значок УПС "Херсонес". Аверс.
10. Памятный значок УПС "Херсонес". Реверс.
11. Сувенирный значок изготовленный из одностороннего жетона. Аверс.
12. Сувенирный значок изготовленный из одностороннего жетона. Реверс.

Аватара пользователя
Туманов Вадим
АКАДЕМИК ФОРУМА
Сообщения: 276
Зарегистрирован: 25 сен 2016, 15:27
Репутация: 68
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 288 раз
Контактная информация:

Мой маленький музей - Паруса моей коллекции.

#8

Сообщение Туманов Вадим »

НЕМЕЦКИЙ БАРК «ПАМИР».


В предыдущей истории о судне «Херсонес», я упомянул барк «Памир», который, как и «Херсонес» прошёл под парусами мыс Горн. Хотя иностранные парусники меня не интересуют, всё же для этого судна у меня отдельный планшет в коллекции.
Один из парусников знаменитой серии на букву "П". Собрат музейного гамбургского "Пассата" и нашего "Крузенштерна"(экс "Падуя").
11 августа 1957 года, вскоре после 15.00, немецкое парусное судно «Памир» вышло из Буэнос-Айреса с грузом ячменя и взяло курс на Гамбург. Капитаном на «Памире», был Йоханнес Дибич, практически не имевший опыта управления морскими крупнотоннажными парусными судами. Парусник шёл через Атлантический океан по обычному маршруту. 21 сентября в шестистах милях к югу от Азорских островов путь кораблю преградил ураган, получивший название «Кэрри».
«Памир» и почти идентичный ему «Пассат» не должны были отправляться в плавание — уже в 1950 году их собирались разрезать на металлолом. Судовладелец из Любека Хайнц Шливен спас парусники и вскоре обанкротился. В 1955 году было образовано Общество «Памир» и «Пассат», которое предназначало оба парусника для использования в качестве учебно-торговых судов. Предполагалось давать курсантам образцовое образование, причём особый упор делался на дисциплину.
Йоханнес Зойенер, бременский писатель, который ходил в плавание на морских парусных судах и является экспертом по морскому судоходству и специалистом по истории морских сражений с XV по XIX век, занялся изучением истории гибели «Памира». Он скрупулёзно изучил относящиеся к «Памиру» документы в Бременском государственном архиве. Эти документы доказывают, что парусник «Памир» вообще нельзя было выпускать в рейс.
Зойенер основательно проштудировал свидетельства современников, финансовые документы, деловую переписку, протоколы пароходства и Общества, рапорты капитана и подшивку его распоряжений, а также письма членов команды родственникам. Из всех этих бумаг Зойенер выяснил, что руководство Общества из-за нехватки денег отказалось от необходимого оборудования, что недоставало офицерам для преподавательской работы, что между офицерами и матросами были натянутые отношения, отсутствовало уважение и взаимопонимание.
Так, например, в письме от 13 августа 1957 года инспектор по парусным судам Фриц Доминик писал руководству Общества: «У нас есть очень хорошие, способные молодые люди. Эти юноши — неоценимый капитал для будущего флота, если только их как следует выучить и воспитать! Но нет настоящих воспитателей и учителей! Наши господа преподаватели по большей части сами ещё нуждаются в обучении и воспитании!» Через несколько строчек он добавил: «Мы должны попытаться найти офицеров по объявлениям в газетах, что фактически означает, что мы готовы набирать их с улицы».
«Руководители пароходства и Общества отправили в дальнее плавание старый, разболтанный, непригодный для этого корабль под командованием неопытного капитана, — говорит Зойенер.
Команда не знала, что надвигается шторм. Телеграмма одного из офицеров от 20 сентября доказывает: паруса не были убраны, корабль не успели вовремя подготовить к удару стихии. Утром курсанты заступили на вахту без спасательных жилетов и вообще не ожидали ухудшения погоды. Одна из стальных дверей была снята с петель, так как её только что покрасили.
Телеграмма второго помощника капитана, хранящаяся с 1958 года в архиве Любекского ведомства по расследованию морских аварий, показывает поразительную беззаботность. За 24 часа до своей гибели Понтер Бушман радостно извещал: «У меня всё прекрасно. Осталось только 14 дней. Всё о'кей. Отличный рейс. Привет ребятам и родне. Всего наилучшего, Понтер».
В это время четырёхмачтовый барк шёл на всех парусах навстречу урагану. 21 сентября в 0.35 по радио пришло первое предупреждение о надвигающейся опасности. Через три часа проснулся судовой кок Думмер. Качка была такая сильная, что Думмер не мог одеваться стоя.
Около 8.30 в кубриках было полно воды — никто не позаботился задраить иллюминаторы. В 10.36 шторм достиг силы 13 баллов. Только в 11.00 радист Вильгельм Зимерс подал в эфир сигнал SOS. В это время разбушевавшийся ветер уже опрокинул парусник на борт, крен достиг 35 градусов. В 11.54 радист подал второй сигнал SOS.
Команда второпях надела спасательные жилеты и начала спускать на воду шлюпки. Около 13.00 «Памир» полностью лёг на борт, потом перевернулся кверху килем и носом вниз ушёл под воду. Шторм не стихал, вокруг вздымались волны высотой с пятиэтажный дом. Большинство из 86 человек команды лежали вповалку в спасательных шлюпках. Утлые шлюпки болтались в океане трое суток, пока 24 сентября их не заметили с американского парохода «Сэксен».
Это были самые трудные 54 часа в жизни юных моряков с «Памира». Их мучила жажда, пили собственную мочу. У многих начались галлюцинации, сдали нервы, только Думмеру удалось сохранить ясное сознание и твёрдую волю. Некоторые «видели» быстроходные катера и самолёты спасателей, другие не могли поверить, что «Памир» утонул, звали врача. А Думмер придумал, как смастерить парус, и старался поддерживать порядок, хотя в протекающей шлюпке было полно воды, а вокруг кружили акулы.
Думмер и ещё четверо курсантов видели, как их товарищи, потеряв разум, уходили в пучину один за другим. Последним спрыгнул в море Клаус Дрибольд. Это случилось за два с половиной часа до прихода «Сэксена». «Такие сцены невозможно забыть. Сколько ни старайся, а всё равно видишь этого парнишку перед глазами, как живого», — говорит Думмер. Он ничего не знал о плачевном техническом состоянии судна и не подтверждает сведений о недоразумениях между офицерами и командой. Вместе с Думмером были спасены четверо курсантов. Днём позже американское судно береговой охраны подобрало шестого выжившего с «Памира», матроса Гюнтера Хазельбаха, который еле держался на воде в разбитой шлюпке. Из 74 членов экипажа остались в живых: кок, матрос и четверо курсантов.

На фото:
1. Барк «Памир».
2. Немецкая медаль, посвящённая походу в память гибели «Памира». Для участников похода.

Ответить

Вернуться в «ВСЁ СВЯЗАННОЕ С ВМФ»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 7 гостей