Мой маленький музей - СМЗ Палдиски.

Модератор: Туманов Вадим

Ответить
Аватара пользователя
Туманов Вадим
АКАДЕМИК ФОРУМА
Сообщения: 276
Зарегистрирован: 25 сен 2016, 15:27
Репутация: 68
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 288 раз
Контактная информация:

Мой маленький музей - СМЗ Палдиски.

#1

Сообщение Туманов Вадим »

Судо-механический завод в городе Палдиски (Балтийский порт).

Город Палдиски находится в уезде Харьюмаа, на берегу Финского залива, в 52 километрах от Таллина. Город граничит с волостями Кейла, Вазалемма и Падизе. Территория города вместе с акваторией, а также островами Пакри занимает 102 км². И принадлежит ныне Эстонии.
С 14 века на полуострове жили шведские поселенцы и была построена небольшая крепость. 23 июля 1718 году в заливе Пакри Петр I лично основал военный порт, при котором возникло поселение. С 1723 г. официально городок назывался Рогервик (швед. Rågervik, в 1762 – 1922 гг. – Балтийский Порт, в дальнейшем Палдиски. Принято считать, что название города произошло от искажения эстонцами слова Балтийский. Однако есть и иная версия, менее распространённая. Эта версия производит название города от латышского слова «paldies» – «благодарю».
Строительство порта и крепости проходило в период 1716 – 1726 годов, и после смерти Петра было приостановлено. На полуострове Пакри и на острове Малый Рооге для Петра I был построен дом. Остатки Петровской крепости и доков видны и сейчас и поражают воображение своими размерами. Петр I сам составил проект и чертеж защитного мола. Им же были намечены места расположения для купеческой гавани, города и адмиралтейской верфи.
22 октября 1724 года построен маяк Пакри. Он является одним из старейших маяков Балтийского моря. В 1728 году была сооружена деревянная церковь.
В 1762 году широкомасштабное строительство было возобновлено Екатериной II. Руководителем работ назначен генерал-фельдмаршал граф Миних. 20 августа 1762 года город Рогервик переименован в Балтийский Порт. В июле 1764 года город посетила Екатерина II и 18 ноября 1768 года на докладе Сената о судьбе порта Екатерина II приказала работы по достройке остановить, сконцентрировав все усилия на постройке Кронштадта.
В 1775 году в Балтийский Порт был сослан вместе с отцом Юлаем Азналиным и 29 ноября 1775 прибыл участник пугачевского восстания, башкирский национальный герой, Салават Юлаев. Он умер во время каторги 26 сентября 1800 года и похоронен в Палдиски. На территории городского парка ему установлен памятник.
В 1787 году Балтийский Порт получил статус уездного города.
В 1784 – 1787 годах по проекту архитектора Иоганна Мора была сооружена каменная Георгиевская церковь. В конце XIX века её перестроили по проекту архитектора Эдельсона.
В 1870 году до города построили Балтийскую железную дорогу Балтийский Порт - Ревель - Санкт-Петербург.
В 1876 г. в Балтийском Порту было открыто мореходное училище, которое впоследствии получило собственное здание. Первым руководителем мореходного училища был А. Фельдхун, выпускник Рижского мореходного училища. В училище за 1876-1897 гг. было 463 учащихся. В нём был самый высокий уровень преподавания из всех мореходных училищ находившихся на территории Эстляндской губернии.
В июне 1912 года, в гавани Балтийского Порта состоялась встреча Императора Николая II и кайзера Вильгельма II приплывших на яхтах "Штандарт" и "Гогенцоллерн".
В период Первой Мировой Войны в 2 часа 30 минут 11 ноября 1916 года немецкие эсминцы Х германской флотилии в течение получаса обстреливала из орудий Балтийский порт. По портовым сооружениям, а потом по городу было выпущено 162 фугасных и шрапнельных снаряда. Повреждено 24 здания, в том числе вокзал и вышка поста наблюдения, погибли 10 человек, из них 8 мирных жителей.
В 1922 году в период первой эстонской республики городу дали новое имя Палдиски.
В октябре 1939 года Советский Союз по соглашению с эстонским правительством на правах аренды разместил в Палдиски военную базу. К началу Великой Отечественной Войны на полуострове Пакри и островах были установлены батареи береговой обороны. Порт использовался для размещения военных кораблей. Был построен военный аэродром.
В период Великой Отечественной Войны город стал одним из мест эвакуации советского флота из Рижского залива. С 28 августа 1941 года занят немецкими войсками. Во время немецкой оккупации на полуострове находилась военно-морская база и существовала школа немецкой разведки. 24 сентября 1944 года город был освобождён от немецких фашистов. С момента освобождения началось восстановление военно-морской базы ВМФ СССР и строительство судо-механического завода для ремонта кораблей и подводных лодок Балтийского флота.
В 1964 году город стал центром подготовки экипажей атомных подводных лодок (в/ч 56190).
В городе были размещены база подводных лодок (подплав), учебный атомный реактор, стоянка торпедных катеров и малых ракетных кораблей, погранзастава, штаб погранотряда, рота военных строителей, ракетное подразделение ПВО и дисциплинарный батальон Балтийского флота, госпиталь и поликлиника.
Территория полуострова Пакри, на котором расположен город, была огорожена колючей проволокой и являлось закрытой особо охраняемой зоной, а Палдиский СМЗ стал самым засекреченным заводом ВМФ в СССР. К 1995 г. завод был полностью демонтирован и всё оборудование вывезено в Россию.

На фото:
1. Памятный значок для сотрудников завода Палдиски в честь 40-летия завода. Реверс.
2. Памятный значок для сотрудников завода Палдиски в честь 40-летия завода. Аверс.

Ответить

Вернуться в «ОТЕЧЕСТВЕННОЕ СУДОСТРОЕНИЕ»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей