Мой маленький музей. - Русские авианосцы.

Модератор: Туманов Вадим

Аватара пользователя
Туманов Вадим
АКАДЕМИК ФОРУМА
Сообщения: 276
Зарегистрирован: 25 сен 2016, 15:27
Репутация: 68
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 288 раз
Контактная информация:

Мой маленький музей. - Русские авианосцы.

#1

Сообщение Туманов Вадим »

История русских авианосцев.

Авианосец – один из символов Америки. Но, как и многое другое в Америке, символ этот имеет русские корни. Причем сами американцы признают наш приоритет (что для них редкость), а мы о своих приоритетах не очень знаем и не очень ими гордимся. «…В дополнение к ведению разведки и нанесению бомбовых ударов, русские гидросамолеты использовались для прикрытия конвоев в отдаленных районах. Они вынуждали немецкие подводные лодки уходить под воду. Самолеты вообще выполняли те задачи, которые были расширены и усовершенствованы американскими поисково-ударными группами позднее, во время Второй мировой войны». – Так было написано в 1970 году в декабрьском номере американского журнала «U.S. Naval Institute Proceedings».
Конечно, на заре ХХ века авианосцы авианосцами ещё не назывались. Это название появилось много позже. А тогда авианесущие корабли именовались гидроавиатранспортами. О них и будет рассказано в этой теме.
Появление в России гидросамолетов довольно быстро привело многих флотских специалистов к идеям их боевого применения на море, в том числе и непосредственно с кораблей. Задача судового базирования не представляла особых сложностей – на борту требовалось лишь обеспечить хранение и эксплуатацию аэропланов, а для их спуска на воду и подъема было достаточно обычных корабельных механизмов. Первые опыты по подъему гидроаэроплана Кертисса на корабль и спуску его с палубы на воду русские авиаторы начали проводить на Черном море уже в 1912 году. Их проводил лейтенант Г. А. Фриде. Результаты были настолько успешными, что 5 января 1913 года морской министр И. К. Григорович одобрил предложение черноморцев оборудовать на одном из судов необходимые устройства для хранения, спуска на воду и подъема с воды одного гидросамолета, с расчетом, что по окончании этих работ с весны того же года можно было бы приступить к полетам в море. Для опытов было выбрано судно «Днестр», на котором предполагали разместить три аппарата. Через год начальник штаба командующего морскими силами Черноморского флота доносил в Морской Генеральный штаб: «... По приспособлению транспорта «Днестр» для подъема с воды, хранения на палубе и спуска на воду аэропланов сделано следующее: 1. Выстроен деревянный разборный ангар ...
2. Произведены испытания по сборке и разборке ангара, а также по подъему и спуску с транспорта гидроаэропланов». В этом же донесении черноморцы сообщали, что они приступили к оборудованию под самолеты крейсера «Кагул» и яхты «Алмаз».
Формирование первых частей военно-морских летчиков началось в Севастополе по указанию морского министра России адмирала И. К. Григоровича 19 апреля 1911 г. Ряд историков считают этот день днем рождения морской авиации России.
Были заказаны три поплавковых летательных аппарата Кертиса и два - Вуазена. Гидросамолеты были испытаны на Черном море.
В апреле 1914 года на Черноморском флоте море приступили к переоборудованию двух пароходов Российского общества пароходства и торговли (РОПИТ) “Император Александр III” и “Император Николай I”, построенных в 1913 г. в Англии, (“Император Александр III” был переименован в “Император Александр I”, т.к. строился линкор с таким же названием), для размещения на них гидросамолетов.
В феврале 1915 г. они вступили в строй. “Николай I” мог нести 7 летающих лодок М-5, “Александр I” – 5 летающих лодок М-5 конструкции Д.П. Григоровича. Самолеты поднимались и опускались на воду мачтовыми стрелами на электромоторах.
Гидросамолеты базировались в Севастополе и грузились на корабли перед их выходом в море. Только в авиацию Чёрного моря с июля 1915 по июнь 1917 года поступил 71 такой самолет.
Затем было создано авианесущее соединение – отряд корабельной авиации (переименованный в дивизион корабельной авиации). Дивизион входил в состав воздушной дивизии Черноморского флота. В состав дивизии наряду с воздушным дивизионом (четыре воздушных отряда, по восемь гидросамолетов в каждом отряде) входило и четыре авианесущих корабля.
Этими кораблями, в соответствии с приказом командующего Черноморским флотом от 31 декабря 1916 года № 227 вице-адмирала А. В. Колчака “О формировании воздушной дивизии Черноморского флота” и были “Император Александр I”, “Император Николай I”, “Алмаз” (бывший крейсер второго ранга) и пароход “Румыния”.
В 1917 году еще четыре парохода (бывшие румынские суда) - “Дакия”, “Король Карл” “Император Троян” “Принчипесса Мария” стали также авиатранспортами.
В период с 1913 по 1917 год, всего за 5 лет, в России было введено в строй 12 авиатранспортов, оснащенных летающими лодками М-5 и М-9 отечественного производства.
Российский флот был в это время на втором месте по количеству авианесущих кораблей после британского флота.

Первой операцией морской авиации Черноморского флота, в которой принял участие авиатранспорт “Император Николай I” с 4 гидросамолетами на борту, стал поход Черноморского флота к берегам Турции 24 марта 1915 года.
В ходе операции самолеты нанесли бомбовый удар по береговым объектам. Так, впервые в истории российского флота, самолеты авиатранспортов были привлечены к действиям у вражеского побережья.
27 марта 1915 года, когда Черноморский флот вышел в третий поход к Босфору, в его составе было уже два авианесущих корабля: «Николай I» (4 гидросамолёта) и крейсер «Алмаз» (1 гидросамолет). Во время этой операции, взлетевшие с воды самолеты, произвели разведку и установили, что в Босфоре крупных кораблей противника нет, а затем сбросили две бомбы на турецкие береговые батареи и одну на миноносец,
3 мая 1915 года русские гидросамолеты совершили первый налёт на столицу Турции - Стамбул!!!
6 февраля 1916 года русская морская авиация нанесла удар по гавани Зонгулдака и находящимся в ней судам и сооружениям. В этот день оба черноморских авиатранспорта, сопровождаемые несколькими кораблями, подошли к Зонгулдаку и в 15 милях от берега спустили на воду 14 гидросамолетов. Русские летчики сбросили 18 больших и 20 малых бомб, потопив пароход «Ирмингард» и несколько мелких судов.
В апреле 1916 г. авиатранспорты “Николай I” и “Александр I” сопровождали из Новороссийска и Мариуполя к турецкому побережью, в район Ризе транспортную десантную флотилию из 27 судов. Гидросамолеты вели непрерывное воздушное наблюдение над местом высадки десанта и несли противолодочную охрану рейда.
Через месяц “Император Александр I” участвовал в десантной операции, когда в течение недели неподалеку от Трапезунда (Трабзона) была высажена целая пехотная дивизия.
12 марта 1917 г. 8-й гидроотряд Черноморского флота направился в район Босфора, чтобы осуществить разведку и аэрофотосьемку береговой черты и разбомбить артбатареи, установленные на мысе Кара-Бурун.
Во время ведения разведки над Босфором русская двухместная летающая лодка М-9 (конструкции Д.П. Григоровича) с авиатранспорта "Александр I” (экипаж - лейтенант М. М. Сергеев и штурман-наблюдатель унтер-офицер Ф. Тур) была обстреляна турками и, получив пробоину топливного бака, вынуждена был спланировать на воду в районе Деркоса, вне видимости сопровождавших русских кораблей.
Подобрав вернувшиеся самолеты и считая самолет лейтенанта Сергеева сбитым или захваченным, авиатранспорта и другие корабли ушли в Севастополь.
Тем временем Сергеев и Тур, увидев невдалеке от себя турецкую шхуну, пользуясь остатками бензина, запустили мотор самолета и, не отрываясь от воды, пошли на нее в атаку. Открыв огонь из пулемета, вынудили турок спешно оставить шхуну и на шлюпке бежать на берег. Захватив шхуну, летчики уничтожили самолет, предварительно сняв с него все ценные части, пулемет и компас, и, подняв паруса на шхуне, пошли в Севастополь.
Штормом шхуну снесло к западному побережью Крыма и ее обнаружили у Джерлыгачской косы пограничники, которые вызвали корабль из Севастополя. Прибывший эсминец отбуксировал захваченную шхуну-приз в Севастополь.
Вот так через 6 дней, не имея продовольствия и пресной воды, они привели парусную шхуну к русскому берегу. Командующий Черноморским флотом вице-адмирал А. В. Колчак наградил лейтенанта М. М. Сергеева именным золотым оружием. Ф. Тур был награжден Георгиевским крестом 4-ой степени.
Как вспоминал сам М. М. Сергеев: “Меня вызвали к Колчаку на линкор “Георгий Победоносец”. Провели в каюту адмирала. Я увидел перед собой низкого роста брюнета с орлиным носом, короткой стрижкой, с очень энергичными и волевыми чертами лица еще совсем молодого адмирала. Он меня поздравил с захватом шхуны и заставил рассказать весь эпизод пленения шхуны с самолета – первым в истории авиации случае пленения морского судна. Через неделю мне было вручено Георгиевское оружие.
Что интересно, впоследствии, во время Гражданской войны, мне пришлось сражаться против Колчака на Восточном фронте в роли начальника Воздушных сил 3-й армии в Екатеринбурге.”
Позднее М. М Сергеев, старейший русский морской авиатор, участник Первой мировой войны, участвовал в Гражданской и Великой Отечественной войнах, стал крупным авиационным инженером и преподавателем в СССР.

На фото:
1. Морской лётчик, конструктор, лейтенант Георгий Анатольевич Фриде (взято с сайта: http://aviaforum.ru/threads/morskaja-av ... 788/page-8)
2. Гавань Зонгулдака. Копия старинной открытки.
3. Копия картины потопленное турецкой судно "Ирмингард" в гавани Зонгулдака русскими морскими авиаторами. Копия старинной открытки.
4. Лейтенант М. М. Сергеев. Копия старинной фотографии.
5. Командующий Черноморским флотом вице-адмирал А. В. Колчак. Копия фотографии 1917 г.

Аватара пользователя
Туманов Вадим
АКАДЕМИК ФОРУМА
Сообщения: 276
Зарегистрирован: 25 сен 2016, 15:27
Репутация: 68
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 288 раз
Контактная информация:

Re: Мой маленький музей. - Русские авианосцы.

#2

Сообщение Туманов Вадим »

История русских авианосцев. Ч. 2. Балтийский флот.

Результаты экспериментов черноморских морских авиаторов были настолько успешными, что в декабре 1913 года командующий Морскими силами Балтийского моря адмирал Н. О. Эссен поручил Адмиралтейскому заводу изготовить корабельное оборудование для крейсера «Паллада», а «инженеру авиационной части Службы связи Балтийского моря» П. А. Шишкову – разработать проект легкого крейсера, вооруженного четырьмя гидропланами и оборудованного приспособлениями для их старта и приема на корабль. Кроме того, Главный морской штаб предложил переоборудовать транспорт «Аргунь» «для базирования аэропланов, кои могли бы даже взлететь с его палубы».
Но начавшаяся война внесла свои коррективы. Уже в сентябре 1914 года на Черном море мобилизованные лайнеры Российского общества пароходства и торговли (РОПИТ) «Император Александр III» и «Император Николай I» начали переоборудовать в «гидрокрейсеры», вооруженные 6-8 самолетами. Необходимость подобных кораблей остро ощущалась и на Балтике: полгода войны показали, что береговых «авиационных станций» службы связи Балтийского моря, самолеты которой выполняли разведку и патрулирование побережья, явно недостаточно.
9 января 1915 года адмирал Н. О. Эссен получил разрешение Морского министерства «из судов, находящихся в портах Балтийского моря, подобрать наиболее удобное для переоборудования с наименьшими затратами времени и средств». Выбор пал на грузопассажирский пароход «Императрица Александра» рижской судоходной компании «Гельмсинг и Гримм». Пароход был построен в Англии в 1903 году, до войны работал на линии Виндава – Лондон, а 27 декабря 1914 года он был мобилизован «во временное распоряжение Морского ведомства на основании Закона о военно-судовой повинности».
Однако дальновидного адмирала Н. О. Эссена «временное пользование» не устраивало – корабль должен был иметь «чисто боевое назначение, нести военный флаг и обслуживаться военной командой», его переоборудование требовало больших затрат, а приведение судна в первоначальный вид, в случае его возвращения владельцам после войны, вызвало бы «бесполезный расход» средств. К тому же, «специальное авиационное судно» не потеряло бы своего значения и в мирное время, используясь для обучения и тренировок моряков и летчиков. Н. О. Эссен предложил выкупить пароход в полную собственность морского ведомства и зачислить его во II ранг в разряд вспомогательных крейсеров с наименованием «Орлица». В основу переоборудования легли разработки П. А. Шишкова.
15 января 1915 года морской министр И. К. Григорович подписал соответствующий приказ, распределив работы Адмиралтейскому, Путиловскому и Невскому заводам, а также Петроградскому порту. 20 апреля «Орлица» была официально зачислена в состав Балтийского флота, а уже 15 мая началась ее служба (хотя мелкие строительные работы продолжались до ноября, даже в период участия корабля в боях). Для маскировки истинного назначения «Орлица» числилась учебным судном, а в документах ее называли «авиационным судном», «авиаматкой», «авиатранспортом» и даже… «авиационной баржей»! Так в русском флоте появился первый «специально построенный» авианосец.
Последовавшие за тем события 1917 года привели к утрате русским флотом своих первых авианосцев. Но на этом история русских авианосцев не закончилась. Уже в 1918 г. на Волге был построен первый авианосец Красного флота, но об этом и последующих событиях я расскажу в разделе об авианесущих кораблях советского периода.

На фото:
1. Адмирал Николай Оттович фон Эссен. Копия старинногой фотографии (взято с сайта: http://lemur59.ru/node/9290)

Аватара пользователя
Туманов Вадим
АКАДЕМИК ФОРУМА
Сообщения: 276
Зарегистрирован: 25 сен 2016, 15:27
Репутация: 68
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 288 раз
Контактная информация:

Мой маленький музей. - Русские авианосцы.

#3

Сообщение Туманов Вадим »

История русских авианосцев. Ч. 3. Корабли.

«Алмаз». Заложен на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге 12 сентября 1902 года. Строитель — корабельный инженер А. И. Моисеев. 20 мая 1903 года спущен на воду. Вступил в строй в ноябре 1903 года. Морской Технический комитет планировал построить полноценный крейсер 2-го ранга (типа «Новик» или по проекту адмирала С. О. Макарова), но выяснилось, что нужная документация отсутствует. Поскольку Балтийский завод уже начал подготовку к строительству, было решено вместо боевого корабля заложить «посыльное судно для Тихого океана» (фактически, яхту для наместника на Дальнем Востоке адмирала Е. И. Алексеева). С началом Русско-японской войны переведён на Тихий океан. Участвовал в Цусимском сражении, единственный из крейсеров прорвался во Владивосток, куда пришел 29 мая 1905 года. Летом 1905 перевооружен во Владивостоке. 2 ноября 1905 года ушёл на Балтику. С 1906 года — посыльное судно, c 1908 — императорская яхта. В 1911 году после ремонта на Франко-Русском заводе вошёл в состав Черноморского флота. В Первую мировую войну вооружен 7-ю 120-мм орудиями, использовался в качестве гидроавиакрейсера. 5 ноября 1914 года в качестве разведчика участвовал в сражении у мыса Сарыч. 28 марта 1915 года участвовал в первой бомбардировке Босфора. В январе 1918 года «Алмаз» принял участие в восстании Румчерода против власти Украинской Народной Рады и в установлении в Одессе советской власти. В Одессе осталась недобрая память об «Алмазе», матросы которого принимали активное участие в «углублении революции», а сам корабль был превращён в «большевистский застенок» — на нём разместился «Морской военный трибунал». Задержанных офицеров бросали в судовые печи или раздевали на палубе и, обливая водой на морозе, дожидались, пока обречённые не покрывались коркой льда, а затем уже сбрасывали ледяную глыбу в море. Весной 1918 года «Алмаз», находясь в Севастополе, был захвачен немецкими войсками, затем перешёл к британским союзникам и передан ими Белому флоту. В сентябре 1920 совместно с другими судами в сложных погодных условиях и при некотором противодействии грузинских властей была осуществлена эвакуация из Грузии интернированного там отряда казаков генерала Фостикова (командир «Алмаза» капитан 2-го ранга В. А. Григорков руководил операцией). 14 ноября 1920 года в составе Русской эскадры под флагом контр-адмирала Остелецкого ушёл в Бизерту, 29 декабря 1920 был интернирован там французскими властями. После установления дипломатических отношений между Францией и Советской Россией, 29 октября 1924 года был признан собственностью СССР и продан «Рудметаллторгом» на слом французской фирме. В 1934 году разобран на металл.
Некоторые источники:
http://www.rumvi.com/products/ebook/%D0 ... eview.html
http://kreiser.unoforum.pro/?1-27-30-00 ... 00-10001-0
На фото:
1. "Алмаз" перед спуском на воду.
2. Почётный караул перед спусков на воду крейсера "Алмаз".
3. Корпус крейсера «Алмаз» на малом открытом стапеле Балтийского завода в день спуска на воду 20 мая 1903 г.
4. "Алмаз" спуск на воду. 20 мая 1903 г.
5. "Алмаз" спущен на воду. Май 1903 г.
Последний раз редактировалось Туманов Вадим 14 окт 2016, 15:29, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Туманов Вадим
АКАДЕМИК ФОРУМА
Сообщения: 276
Зарегистрирован: 25 сен 2016, 15:27
Репутация: 68
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 288 раз
Контактная информация:

Мой маленький музей. - Русские авианосцы.

#4

Сообщение Туманов Вадим »

"Алмаз". Продолжение.

На фото:
1. «Алмаз» в завершающий период ходовых испытаний. Конец 1903 г.
2. «Алмаз» с флагами расцвечивания, выведенный на середину Невы по случаю спуска на воду очередного корабля Российского флота. Август 1903 г.
3. "Алмаз". Копия открытки об-ва Св. Евгении. Аверс.
4. "Алмаз". Копия открытки об-ва Св. Евгении. Реверс.
5. "Алмаз". Копия современной открытки из набора.

Аватара пользователя
Туманов Вадим
АКАДЕМИК ФОРУМА
Сообщения: 276
Зарегистрирован: 25 сен 2016, 15:27
Репутация: 68
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 288 раз
Контактная информация:

Мой маленький музей. - Русские авианосцы.

#5

Сообщение Туманов Вадим »

"Алмаз". Продолжение - 2.

На фото:
1. "Алмаз" в море. Копия открытки.
2. "Алмаз" в океане. Копия фотографии.
3. "Алмаз" проходит Суэцкий канал.
4. Алмаз, Ослябья и Сисой Великий в Куаси-Ба. 1905 г.
5. "Алмаз" после Цусимского боя на рейде Владивостока. Май 1905 г.

Аватара пользователя
Туманов Вадим
АКАДЕМИК ФОРУМА
Сообщения: 276
Зарегистрирован: 25 сен 2016, 15:27
Репутация: 68
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 288 раз
Контактная информация:

Мой маленький музей. - Русские авианосцы.

#6

Сообщение Туманов Вадим »

"Алмаз". Продолжение - 3.

На фото:
1. "Алмаз" во Владивостоке после прорыва из Цусимского боя.
2. Повреждения кормовой части крейсера "Алмаз", полученные во время Цусимского боя.
3. "Алмаз" в бухте Золотой рог. 1905 г.
4. "Алмаз" в Штеттине. 1911 г.
5. "Алмаз" в Севастополе. Копия открытки.

Аватара пользователя
Туманов Вадим
АКАДЕМИК ФОРУМА
Сообщения: 276
Зарегистрирован: 25 сен 2016, 15:27
Репутация: 68
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 288 раз
Контактная информация:

Мой маленький музей. - Русские авианосцы.

#7

Сообщение Туманов Вадим »

"Алмаз". Продолжение - 4.

На фото:
1. "Алмаз" на севастопольском рейде.
2."Алмаз" оборудованный грузовыми стрелами для подъема и спуска на воду гидроаэропланов. Около 1913 г.
3. "Алмаз" как гидроавиатранспорт.
4. "Алмаз" в Севастополе. Спуск гидросамолёта.
5. "Алмаз". Подъем самолета.

Аватара пользователя
Туманов Вадим
АКАДЕМИК ФОРУМА
Сообщения: 276
Зарегистрирован: 25 сен 2016, 15:27
Репутация: 68
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 288 раз
Контактная информация:

Мой маленький музей. - Русские авианосцы.

#8

Сообщение Туманов Вадим »

"Алмаз". Продолжение - 5.

На фото:
1."Алмаз" после реконструкции. Гидроавиатранспорт. 1916 г. Фото сделано с борта Иоанна Златоуста.
2."Моряк" и "Алмаз" в Бизерте.
2. "Алмаз" и "Китобой" в Бизерте.
3. "Алмаз" 1920 г.
4. "Алмаз" на рейде Танжера.
Последний раз редактировалось Туманов Вадим 15 окт 2016, 13:29, всего редактировалось 2 раза.

Аватара пользователя
Туманов Вадим
АКАДЕМИК ФОРУМА
Сообщения: 276
Зарегистрирован: 25 сен 2016, 15:27
Репутация: 68
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 288 раз
Контактная информация:

Мой маленький музей. - Русские авианосцы.

#9

Сообщение Туманов Вадим »

"Алмаз". Продолжение - 6.

На фото:
1.Алмаз в военной гавани Сиди-Абдалла, на южном берегу озера Бизерта, соединенного с морем каналом. Декабрь 1920 г.
2. "Алмаз" перед сломом. 1934 г.

Аватара пользователя
Туманов Вадим
АКАДЕМИК ФОРУМА
Сообщения: 276
Зарегистрирован: 25 сен 2016, 15:27
Репутация: 68
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 288 раз
Контактная информация:

Мой маленький музей. - Русские авианосцы.

#10

Сообщение Туманов Вадим »

«Орлица»

Грузопассажирский пароход «Вологда» был построен на английской верфи «Caledon shipbuilding and engineering» в 1903 году и был продан русской судоходной компании. Впоследствии судно приобрела компания «Гельмсинг и Гримм», которая переименовала его в «Императрицу Александру». В течение 10 лет судно совершало рейсы между Санкт-Петербургом и Лондоном. Начало Первой мировой войны «Императрица Александра» встретила в Санкт-Петербурге.
27 января 1915 года пароход был приобретён русским Морским ведомством с целью оборудования под авиаматку. Одновременно с этим он был переименован в «Орлицу» и зачислен во второй ранг судов и в разряд учебных судов. Переоборудование корабля осуществлялось на Путиловской верфи, и было закончено в срок. Командиром стал капитан 2-го ранга Б. П. Дудоров.
Для подъема и спуска гидросамолётов были установлены электрические лебедки и стрелы Темперлея. На палубе были установлены постоянные ангары с парусиновыми обвесами вместо дверей. Над двумя отделениями, машинным и котельным, натягивалась сеть, чтобы защитить палубу корабля от вражеских авиационных бомб.

Во второй половине 1915 года «Орлицу» отправили в Рижский залив для противодействия активизировавшейся в этом районе германской авиации. Гидросамолёты «Орлицы» вели разведку, обеспечивали противоздушную оборону кораблей на огневых позициях, корректирование артиллерийского огня, бомбардировали позиции противника. Так, 9 октября корабельная авиагруппа вела разведку и обеспечила противовоздушную оборону во время удачной высадки десанта в районе Домеснеса. Кампанию 1915 года «Орлица» закончила, уйдя на зимовку в Гельсингфорс.

В феврале 1916 года"Орлица" встала на модернизацию ангаров на Сандвикскую верфь г. Гельсингфорсе (Хельсинки). С 23 мая по 2 июня 1916 года "Орлица" проходила переоборудование устройств и механизмов для оснащения более тяжёлыми гидропланами М-9 на Путиловской верфи в г. Санкт-Петербурге. После этого вновь включена в состав тактической группы морских сил Рижского залива. В июне немецкие самолёты несколько раз безуспешно пытались атаковать русский гидроавиатранспорт. 2 июля 1916 года «Орлица» принимала участие в артиллерийских ударах по позициям противника, а её гидропланы в воздушных боях при прикрытии своих кораблей сбили три немецких гидроплана с авиатранспорта «Glinder», потеряв при этом только одну машину.

4 (17) июля 1916 года линейный корабль «Слава», а также два миноносца осуществляли ведение огня по береговым батареям немцев у мыса Рагоцема. С воздуха операцию должны были прикрывать гидросамолёты гидроавиатранспорта «Орлица». В это время над эскадрой патрулировал М-9 с заводским номером ЩС-12 под управлением пилота подпоручика А. Н. Извекова и бортстрелка унтер-офицера А. В. Назарова. При появлении над горизонтом вражеских машин на перехват стартовали еще три гидроплана, но Извеков, не дожидаясь, когда они наберут высоту, в одиночку вступил в бой, чтобы помешать немцам прицельно сбросить бомбы. В этом неравном бою наш экипаж погиб. Зажигательная пуля пробила бензобак, самолет вспыхнул, перевернулся, упал в море и быстро затонул. Однако вступившие в схватку летающие лодки ЩС-11 (пилот мичман Б. Щепотьев, стрелок унтер-офицер А. А. Шепелев), ЩС-13 (пилот лейтенант С. А. Петров, стрелок унтер-офицер Н. П. Коршунов) и ЩС-14 (пилот мичман Г. Г. Карцев, стрелок механик Яранцев) сумели сравнять счет. В 9 часов утра, возвращаясь к «Орлице», летя на высоте около 1,5 км, ЩС-13 (пилот лейтенант С. А. Петров, стрелок унтер-офицер Н. П. Коршунов, по другим сведениям мичман Савинов) обнаружили вражеский гидроаэроплан "Фридрихсхафен" со бортовым номером 666.. Петров сблизился с противником на 15 м, зашёл сзади и открыл огонь из пулемёта. От начала боя до падения в море вражеского аэроплана в воду прошло всего 5 минут. Германский экипаж в составе пилота лейтенанта фон Зибурга и стрелка-бомбардира оберлейтенанта Мейера сумел посадить поврежденную машину на воду рядом с русскими кораблями и был взят в плен. Одновременно тройка других гидроаэропланов «Орлицы» вела сражение с тремя самолётами немцев. В результате этого воздушного боя был сбит один немецкий гидроаэроплан; он упал в расположение русских войск. Еще два вражеских гидроплана получили повреждения и ушли, планируя с неработающими моторами, к своему берегу. Однако в списках немецких потерь они не значатся, очевидно, им удалось успешно приводниться. В результате боя вражеский налет был сорван, ни одна бомба в корабли не попала, но этот успех был омрачен гибелью двух русских авиаторов.

Аэроплан, сбитый Петровым, скапотировал, оба вражеских лётчика оказались в воде. Два наших самолёта приводнились вблизи сбитого самолёта и, не беря во внимание ведения огня немецкими 152-мм береговыми орудиями, спасли из воды пленных немцев. Миноносец, подошедший к месту падения самолёта, снял с него пулемёт, а также различные приборы. Из допроса пленных выяснилось, что гидросамолёт в составе звена из 4-хсамолётов направлялся для нанесения бомбового удара по гидроавиатранспорту «Орлица» с целью его уничтожения.

Однако существуют и иные версии описанного боя.
• Информация о бое 21 июня ( по старому стилю) / 02 июля ( по новому стилю) 1916 г.
"С русской стороны в бою ( точнее боях ) этого дня действительно участвовали 4 гидросамолета М-9 с авиатранспорта “ Орлица “.
Номера бортов и экипаж :
ЩС-11 пилот мичман Б.Щепотьев / стрелок унтер-офицер А.А.Шепелев
ЩС-12 пилот подпоручик А.Н.Извеков / стрелок унтер-офицер А.В.Назаров
ЩС-13 пилот лейтенант С.А.Петров / стрелок унтер-офицер Н.П.Коршунов
ЩС-14 пилот мичман Г.Г.Карцев / стрелок механик Яранцев.
С немецкой стороны в боях участвовали 4 гидросамолета(3 Friedrichshafen FF-33 и 1 Brandenburg FB) с авиастанции на озере Ангерн. (SFS Angernsee)
Номера бортов и экипаж :
558: Lt zS von Dewitz - Fz.Ob.Mtr Dettmering
668 ( или 659 ): Lt zS Ritter - Fz.Ob.Mtr Stolle
666: Lt zS von Siburg - Fl.Ob.Mt Meyer
513: Fz.Mtr Thiedemann - Fl.Mt Jacob
В ходе боев наши потеряли сбитым борт ЩС-12 подпоручика Извекова(оба члена экипажа погибли).
Сбитый борт числится то-ли за экипажем Lt zS Ritter - Fz.Ob.Mtr Stolle то-ли за Fz.Mtr Thiedemann - Fl.Mt Jacob.
Немцы потеряли сбитым борт FF-33 # 666 ( экипаж Lt zS von Siburg - Fl.Ob.Mt Meyer взят в плен ). Аппарат противника сбит командой ЩС-13 пилот лейтенант С.А.Петров / стрелок унтер-офицер Н.П.Коршунов.
Еще 2 немецких гидро ушли планируя со снижением к своему берегу , возможно подбитыми , после обстрела с ЩС-12 Извекова и ЩС-14 Карцева."
• «В середине июня 1916 года авиатранспорт "Орлица" перешел к о-ву Руно для проведения воздушной разведки. 21 июня(4 июля)1916 года противник направил группу из четырех самолетов для уничтожения авиатранспорта. В это время в воздухе находился только самолет М-9 с номером Щ.С.-12 с экипажем в составе пилота подпоручика А. Н. Извекова и стрелка унтер-офицера А. В. Назарова. Извеков, не дожидаясь подкрепления, вступил в бой с тремя немецкими самолётами. Во время боя у него был пробит бак с бензином, самолет "М-9" Извекова загорелся, упал в море и перевернулся. Экипаж погиб. Подпоручик армии морской лётчик А. Н. Извеков утонул, не успев, по всей видимости, освободиться от привязных ремней. Подход спасательных судов был затруднён из-за минных полей. Это произошло недалеко от Крепости Динамюнде.»
• «21 июня 1916 г. в бою недалеко от Усть-Двинска и мыса Рагоцем был сбит и погиб экипаж в составе пилота подпоручика А. Н. Извекова и стрелка унтер-офицера А. В. Назарова на самолёте М-9 с номером Щ.С.-12.» (А. О. Александров. "Победы...Потери... Задачи, подразделения, начальствующий состав, летательные аппараты и вооружение морской авиации и воздухоплавания России, а также список потерь с 1894 по 1920 г." Спб,2000.)
• "21 июня (4 июля по новому стилю) 1916 года в небе над Балтикой сошлись в бою восемь гидроаэропланов: четыре германских и четыре русских М-9 конструкции Д.П. Григоровича, взлетевших с крейсера «Орлица» Русского Императорского флота. В этом бою экипажем пилота лейтенанта С.А. Петрова со стрелком унтер-офицером Н.П. Коршуновым был сбит один из четырех немецких гидроаэропланов. Немецкий самолет совершил вынужденную посадку, а его • экипаж был пленен. Кроме того, вероятно, что еще два немецких самолета были повреждены в результате действий экипажей пилота подпоручика А. Н. Извекова со стрелком унтер-офицером А. В. Назаровым и пилота мичмана Г. Г. Карцева со стрелком унтер-офицером А. И. Сычкиным. Радость первой воздушной победы русских морских летчиков была омрачена гибелью в этом же бою пилота А.Н. Извекова и стрелка А.В. Назарова."
• «Линкор «Слава» и эсминцы «Сибирский стрелок» и «Охотник» произвели обстрел немецких береговых батарей у мыса Рагоцем (южный берег Рижского залива), воздушное прикрытие осуществляли 4 летающие лодки М-9 гидрокрейсера «Орлица». Около 9 часов утра экипаж в составе пилота лейтенанта С. А. Петрова и стрелка унтер-офицера Н. П. Коршунова (борт Щ.С.13) атаковал и сбил самолет противника, пилот лейтенант Зибург и наблюдатель Ф. К. Мейер взяты в плен. В то же время три других русских самолета провели бой с таким же числом немецких гидросамолетов и, возможно, повредили два из них.
Собственные потери составили один самолет (борт Щ.С.12), пилот подпоручик А. Н. Извеков и стрелок унтер-офицер А. В. Назаров погибли».
• А.Александров: "Победы, потери" (даты по ст.стилю)
« Год 1916-й.
21 июня при проведении артиллерийской операции у мыса Рагоцем 4 летающие лодки с «Орлицы» вели бой с 4 германскими гидроаэропланами. Экипаж в составе пилота лейтенанта С. А Петрова и стрелка унтер-офицера Н. П. Коршунова на аппарате М-9 с номером Щ.С.-13 сбил германский самолет. Летчик лейтенант Зибург и наблюдатель Ф. К. Мейер намеренно разбили машину при вынужденной посадке, после чего были взяты в плен. Не исключено, что еще 2 неприятельских гидроаэроплана получили повреждения в результате действий пилота подпоручика А Н. Извекова и стрелка унтер-офицера А. В. Назарова и пилота мичмана Г. Г. Карцева и стрелка унтер-офицера А. И. Сычкина. Извеков и Назаров в этом сражении погибли (М-9 флот.№12).»
• «The Imperial Russian Air Service», by T.Darcey A.Durkota V.Kulikov
"Aircraft Losses Due To Enemy Action
Baltic Sea
21 June 1916 M.9 №14 Sizvekov (P)[7] Nazarov (O) Shot down by German aircraft. Aircraft lost and crew killed."
• «Авиация Российского флота», Н. М. Лаврентьев, С. А. Гуляев, В. И. Минаков, А. П. Шульженко и др. Под ред. В. Г. Дейнеки
«Самолеты с «Орлицы» осуществляли противовоздушную оборону кораблей. 2 июля лейтенант Петров отогнал вражеские самолеты, которые пытались бомбить русские корабли. 4 июля вылетевший на патрулирование эскадры поручик Извеков был атакован тремя самолетами противника, зашедшими со стороны солнца, и вступил с ними в бой, один из немецких самолетов, подбитый, стал планировать к берегу. К этому времени взлетели три наших самолета. В воздушном бою еще один немецкий аппарат был подбит и спланировал к берегу, а другой ушел на свою базу. Прилетевший на подмогу четвертый немецкий самолет был атакован лейтенантом Петровым, который открыл огонь с дистанции 15 м и сбил противника. Затем Петров и Щепотьев, несмотря на обстрел немецких береговых батарей, сели на воду вблизи неприятельского самолета и взяли в плен его экипаж. Этот эпизод наглядно свидетельствует о высоком накале боевых действий в воздухе. Интересно отметить некоторые тактические приемы: атаку немцев со стороны солнца (потом это использовали и русские летчики), атаку самолета противника со стороны хвоста снизу, в зоне «мертвого пространства», образованного стабилизатором неприятельского самолета, и открытие огня с предельно короткого расстояния».
И только недавно, коллегам, занимающимся историей морской авиации, удалось отыскать наградной документ на А. Н. Извекова: « The Russian Military Air Fleet in World War I: Victories, Losses, Awards (Vol.2)»
by August G. Blume
« Izvekov, Aleksandr Nikolaevich
Podporuchik by Engineers;
naval pilot; Baltic Sea Fleet;on 26 August 1916 posthumously decorated with the Order of St. George 4th Class for his flight of 4 July,when he, patrolling over our ships in the Riga Gulf which bombarded German positions on shore, attacked four German seaplanes which approached to bomb the vessels. He damaged one of these, while one other was shot down by other airmen, but Izvekov and his gunner Unterofitser A.V. Nazarov were killed in action.» (даты указаны по н.ст.)».
С этим воздушным боем связан довольно нелепый казус. В 1996 году министр обороны Игорь Родионов, перепутав старый стиль с новым, издал приказ, по которому Днем российской военно-морской авиации было объявлено 17 июля. В приказе эта дата была приурочена к первому бою и первой воздушной победе русских морских летчиков. Однако 17 июля это четвертое июля по новому стилю, а по старому летоисчислению, действовавшему в 1916 году, бой состоялся 21 июня. Таким образом, из-за безграмотности или халатности Родионова и его референтов праздник оказался "отодвинутым" на 13 дней от реальной датировки события. Удивительно, но эта ошибка до сих пор не исправлена.

13-27 апреля 1917 года "Орлица" проходила ремонтные работы после навала на подводный камень в районе банки Нюгрунд. До окончания войны «Орлица» оставалась единственным авианесущим кораблём Балтийского флота.

11-16 апреля 1918 года авиатранспорт вышел из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт в составе одного из эшелонов Ледового похода. С мая судно находилось в Кронштадтском порту на хранении, а 27 июля 1918 года было разоружено и переименовано в «Совет» и выполнял грузопассажирские перевозки в составе Балтийского морского пароходства.

В 1930 году пароход "Совет" перешел с Балтики во Владивосток и вошел в состав Дальневосточного морского пароходства, где выполнял рейсы на линиях Владивосток — Совгавань — Александровск, Владивосток — Нагаево и Владивосток — Петропавловск.

В феврале 1934 года «Совет» под командованием капитана В. П. Сиднева с дирижаблями на борту вышел к берегам Чукотки для участия в операции по спасению пассажиров и экипажа парохода «Челюскин». В Охотском море обнаружились неполадки в силовой установке, и пароход зашел в г. Петропавловск-Камчатский, где сдал груз и встал на длительный ремонт.

В июле 1938 года во время советско-японского вооруженного конфликта у озера Хасан, пароход занимался перевозкой войск, оружия, боеприпасов и военной техники.

В 1964 году пароход как окончательно устаревший был списан на металлолом.

Интернет ресурс: http://bogdanclub.info/showthread.php/6 ... 0%9C%D0%92
https://www.ourbaku.com/index.php/%D0%9 ... ite_note-8
http://divo-ra.blogspot.ru/2016/07/7_4.html

На фото:
1. Пароход "Императрица Александра". Февраль 1915 г.
2. Орлица. Гидроавиатранспорт Первый русский авианосец. 1915 г. Число аэропланов - 5 штук.
3. Орлица" с открытыми ангаром, в котором видны летающие лодки FBA, позже замененные на М-9.
4. Орлица. Хорошо видны ангары для самолётов.
5. Спуск на воду гидроплана FВА с борта Орлицы.

Аватара пользователя
Туманов Вадим
АКАДЕМИК ФОРУМА
Сообщения: 276
Зарегистрирован: 25 сен 2016, 15:27
Репутация: 68
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 288 раз
Контактная информация:

Мой маленький музей. - Русские авианосцы.

#11

Сообщение Туманов Вадим »

«Орлица». Продолжение.

На фото:
1. Летающая лодка М-5 на борту авианосцы Орлица.
2. Летающая лодка М-9 с заводским номером ЩС-26 и пулеметом Максим.
3. Экипаж М-9 авиации Балтфлота. На носу самолета установлен пулемет Льюис пехотного образца. Именно эти самолёты были на Орлице вовремя легендарного боя.
4. Фридрихсхафен FF.33. Гидросамолет этого типа был сбит русскими летчиками 4 июля (21 июня) 1916 года над Рижским заливом.
5. Еще один участник боя - летающая лодка Бранденбург FB.

Аватара пользователя
Туманов Вадим
АКАДЕМИК ФОРУМА
Сообщения: 276
Зарегистрирован: 25 сен 2016, 15:27
Репутация: 68
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 288 раз
Контактная информация:

Мой маленький музей. - Русские авианосцы.

#12

Сообщение Туманов Вадим »

«Орлица». Продолжение - 2.

На фото:
1. Пароход "Совет", бывший авианосец "Орлица".
2. Жетон Орлица. Медь. Копанина. Оригинал. Аверс.
3. Жетон Орлица. Медь. Копанина. Оригинал. Реверс.
4. Жетон Орлица. Серебро. Подделка. Аверс.
5. Жетон Орлица. Серебро. Подделка. Реверс.

Аватара пользователя
Туманов Вадим
АКАДЕМИК ФОРУМА
Сообщения: 276
Зарегистрирован: 25 сен 2016, 15:27
Репутация: 68
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 288 раз
Контактная информация:

Мой маленький музей. - Русские авианосцы.

#13

Сообщение Туманов Вадим »

«Император Александр I»

«Император Александр I», бывший «Император Александр III», позднее «Республиканец», «Ламартин» и «Кхай Динь».

После начала Первой мировой войны на Черноморском флоте приступили к переоборудованию в гидроавиатранспорты целого ряда судов. Среди них был грузо-пассажирский пароход Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ) «Император Александр III». В связи с наличием на Черноморском флоте одноименного линейного корабля — достраивающегося линкора «Император Александр III» — пароход «Император Александр III» после мобилизации был 9 января 1915 г. переименован в «Император Александр I». Первое групповое боевое применение авианесущих кораблей Черноморского флота совместно с линейными кораблями состоялось в конце февраля — начале марта 1915 года при обстреле турецких укреплений в проливе Босфор. Морские авиаторы вели разведку и корректировку огня, а при появлении кораблей противника — извещали эскадру с помощью цветных дымов. Кроме того, гидропланы нанесли бомбовые удары по артиллерийским батареям противника охраняющим вход в Босфор. На гидроплан обычно подвешивались две бомбы большого калибра и несколько меньшего в диапазоне от 8 фунтов до одного пуда. Применение морской авиации существенно повысило возможности Черноморской эскадры в решении боевых задач. Поход к Босфору в начале мая ознаменовался еще одним событием: 3 мая 1915 года русские гидроаэропланы совершили налет на Константинополь. На протяжение всего хода войны на черноморском театре боевых действий Ставка постоянно требовала от Черноморского флота активно препятствовать морским перевозкам по снабжению турецкой армии и флота. Директивой от 9 сентября 1915 года Ставка предписывала прервать подвоз угля морским путем в Босфорский район из центра турецкой угледобычи — Эрегли-Зонгулдакского каменноугольного бассейна, известного как Угольный район Зонгулдак (также Зунгулдак), в Малой Азии. Немаловажную роль в выполнении этой директивы Ставки командование Черноморского флота отводило морской авиации. Наиболее успешно она действовала в ходе атаки на Зонгулдак 24 января (8 февраля) 1916 г. В ней участвовали 14 летающих лодок конструкции Д. П. Григоровича М-5 с «Императора Александра I» и «Императора Николая I». В это время на «Императоре Александре I» базировался первый корабельный отряд авиации Черноморского флота в составе 7 летчиков и 7 наблюдателей летавших на М-5. Руководил первым корабельным отрядом морской летчик лейтенант Раймонд Федорович фон Эссен. 23 января (7 февраля) 1916 года после предварительной разведки Зонгулдака и обнаружения там целей маневренная группа флота в составе линкора «Императрица Мария», крейсера «Кагул», эскадренных миноносцев «Заветный» и «Завидный», а также гидроавиатранспортов «Александр I» и «Николай I», погрузивших на борт 14 гидросамолетов, вышла в море. Для обеспечения внезапности, авианесущие корабли совершили переход самостоятельно, находясь под стратегическим прикрытием развернутой в море маневренной группы линейных кораблей. Атака началась утром 24 января. После выхода в точку развертывания в 15-18 милях от Зонгулдака спуск гидросамолетов на воду охранялся подошедшими миноносцами «Поспешный» и «Громкий». Сам спуск был произведен за полчаса. Из 14 стартовавших гидросамолетов — 11 долетели до цели, а три из-за поломок моторов вернулись обратно. Четыре гидроплана нанесли удар по стоявшему в порту турецкому транспорту «Инмингард» водоизмещением 4211 регистровых тонн. Бомбометание осуществлялось с высоты 1500 м в условиях огневого противодействия противника. На поражение цели было потрачено 10 авиационных бомб: 4 пятидесятифунтовые, 3 пудовые и 3 десятифунтовые. Из четырёх сброшенных бомб большого калибра — одна попала в середину транспорта, и он затонул. Самым метким оказался экипаж второго корабельного отряда авиации Черноморского флота с «Николая I» в составе морского летчика Всеволода Михайловича Марченко и наблюдателя прапорщика князя Лобанова-Ростовского. В донесении прапорщика князя Лобанова-Ростовского начальнику морской авиации Черноморского флота говорилось: «Доношу Вашему Высокоблагородию, что 24-го сего января в 10 часов 22 минуты утра я вылетел на аппарате № 32 с морским летчиком лейтенантом Марченко с целью уничтожения пароходов, стоящих за молом в гавани Зонгулдак. Подходя к Зонгулдаку я видел отшвартованные к молу два парохода, один большого размера, а другой малого; посреди же гавани стояло, по-видимому, парусное судно. При подходе к Зонгулдаку стали замечаться взрывы шрапнели, сопровождавшие аппарат все время до конца бомбометания. Проходя над большим пароходом, я сбросил 50-ти фунтовую бомбу, попавшую в пароход около трубы. После виража, при вторичном проходе над пароходом, была сброшена вторая бомба, упавшая возле него в воду. Сбросив обе бомбы, легли на NW и вернулись к посыльному судну «Император Николай I». Кроме «Инмингарда» также были потоплены несколько парусных судов-угольщиков. Остальные гидропланы в виду плотной облачности водные цели не обнаружили и отработали по железнодорожному терминалу и портовым сооружениям. Начальник первого корабельного отряда фон Эссен описал налет начальнику авиации Черноморского флота следующим образом: «Доношу Вашему Высокоблагородию, что сего 24-го января получив Ваше приказание бомбардировать Зонгулдак, и если есть там за молом стоящий большой пароход, то и его. В 10 часов 27 минут я первым полетел на аппарате № 37 на Зонгулдак, имея наблюдателя моториста I статьи Олейникова, взяв с собой на аппарат две пудовые и две десятифунтовые бомбы. Подлетая к Зонгулдаку, я увидел в гавани за молом, стоящий носом к выходу, большой однотрубный двухмачтовый пароход, который сильно дымил. Сделав над городом и гаванью на высоте 900—1100 метров три круга, мой наблюдатель сбросил все четыре бомбы. Первая пудовая сброшенная по пароходу разорвалась на молу впереди носа. Вторая десятифунтовая упала за кормой парохода среди стоявших лайб и произведя на одной из них пожар. Третья пудовая сброшена по железнодорожному узлу, попав в большое белое здание. Четвёртая упала на берег за кормой парохода. На горке около Килимли мною были замечены ряд белых дымков, по-видимому, стреляющей батареи. Выполнив задачу, я через 50 минут возвратился к „Императору Александру I“ и подошел к борту для подъема». После первого налета было решено произвести ещё один. Во время швартовки гидросамолета лейтенанта Р. Эссена к корме «Александра I» для заправки и загрузки боеприпаса была замечена подводная лодка противника (как впоследствии оказалось германская подводная лодка типа «UB I»- SM UB-7), атаковавшая гидроавиатранспорт. Командир германской подводной лодки UB-7 впоследствии писал, что выпустил мину в «Александра I», которая «хорошо пошла, но взрыва не последовало. В перископ наблюдал как в воздух поднялся гидроплан и полетел в нашем направлении. Был вынужден отказаться от дальнейших атак и уходить, меняя курс и глубину». Лейтенант Р. Эссен описал минную атаку так: «Мне были брошены концы и стали подтягивать к борту. В это время машинам был дан полный ход вперед, и мой аппарат стало сносить под корму на винты. Вслед за этим на корабле раздался первый выстрел, концы были брошены на аппарат и запутались на моторе, поломав мне выпускной клапан. Находясь в двух саженях за кормой корабля, вдруг я, и мой наблюдатель заметили подводную мину, идущую на наш аппарат. Мина шла довольно медленно, коснулась лодки, остановилась, затем её течением от винтов отнесло в сторону и она, через несколько минут затонула. Выловить её я не имел возможности из-за порчи мотора. Распутав намотавшийся на мотор конец и выбросив поломанный клапан механик мой запустил мотор, и я на 8 цилиндрах оторвался от воды и стал искать подводную лодку и охранять наши корабли. В 12 часов 2 минуты я сел и был поднят на корабль». На корабле своевременно заметили опасность, дали ход и успели отвернуть влево, уклонившись от торпеды. Одновременно был открыт огонь из орудий левого борта ныряющими снарядами». Тем не менее, лодка сумела произвести атаку, но благодаря грамотным действиям командира АВК капитана 1 ранга Петра Алексеевича Геринга торпеда корабль не поразила. По-видимому, отработав свой ход, она ударилась о самолет № 37, находящийся в тот момент за кормой «Императора Александра I» и вскоре затонула. Находившийся в воздухе с боевым запасом лейтенант Г. В. Корнилович немедленно атаковал UB-7, произведя бомбометание и сбросив сигнальные дымы. Минная атака на «Александр I» сорвалась и в результате грамотных действий его командира — капитана 1 ранга Петра Алексеевича Герингамина, своевременно начавшего маневрировать и открывшего артиллерийский огонь по UB-7 ныряющими снарядами, что помешало UB-7 выпустить вторую мину. Гидросамолеты начали преследование подводной лодки и отогнали её от гидроавиатранспортов, но при этом израсходовали весь запас топлива. Они были отбуксированы к месту погрузки миноносцами и помещены на вернувшиеся в точку развертывания гидроавиатранспорты. Подводя итоги участия авиаторов Черноморского флота в атаке на Зондулак, следует указать, что впервые в истории российского военного флота корабельная авиация нанесла самостоятельный удар по водным и наземным целям, а экипаж лейтенанта Г. В. Корниловича впервые в истории черноморской морской авиации обнаружил при выполнении боевой задачи вражескую подводную лодку и воспрепятствовал её атакующим действиям.
26 августа 1916 года подобная операция была проведена против болгаро-германских сил сконцентрированных в районе Варны, но на этот раз не удалось достичь фактора внезапности и противник оказал организованное сопротивление, а при отходе русской эскадры вражеские самолеты сбросили на неё несколько десятков бомб, повредивших один миноносец. Совершенно другие задачи пришлось решать морской авиации ранее при обеспечении высадки десанта на побережье Лазистана в апреле 1916 года. Оба гидравиатранспорта — «Император Александра I» и «Император Николай I» — осуществляли противолодочное охранение транспортного конвоя перевозившего пластунские бригады из Новороссийска и Мариуполя в район бухты Ризе на побережье Лазистана между Батуми и Трабзоном. Гидропланы сперва несли противолодочную охрану, а затем барражировали над местом высадки. Первые гидросамолёты были несовершенны как по своей конструкции, так и по исполнению, к тому же, довольно часто ломались. Происходили отказы летательных аппаратов и в воздухе, причем не только из-за поражения огнем неприятеля, но и по техническим причинам. Иногда это случалось во время полетов в открытом море на значительном удалении от кораблей сопровождения. Это обстоятельство накладывало повышенные требования к подготовке, мастерству и психологической устойчивости морских авиаторов. После Февральской революции гидроавиатранспорт «Император Александр I» в мае 1917 года был переименован в «Республиканец». Его дальнейшее применение в качестве авианесущего корабля было прекращено произошедшей Октябрьской революцией и начавшейся гражданской войной. В 1919 году «Республиканец» был уведен из Севастополя французскими интервентами. В 1919—1921 гг. судно формально находилось во фрахте у французского правительства. В декабре 1921 г. оно было продано французской судоходной компании Compagnie des Messageries Maritimes (MM), Марсель, и переименовано в «Ламартин» (фр. Lamartine). «Ламартин» активно использовался для транспортировки войск по Средиземному морю, в частности, участвовал в эвакуации оккупационных подразделений Антанты из Константинополя после заключения Лозаннского мирного договора в августе 1923 года. В октябре 1929 года в числе пассажиров «Ламартина» во время рейса Марсель — Бейрут находился тогда ещё никому не известный офицер Шарль де Голль, будущий президент Франции.
До 1939 года «Ламартин» совершал регулярные рейсы в Средиземном море на Левантийской и других линиях, а в 1939 г. — был отправлен во Французский Индокитай, где получил новое название — «Кхай Динь»(фр. Khai Dinh). «Кхай Динь» ходил на линии Сайгон — Хайфон. 6 мая 1942 на траверсе Камрани «Кхай Динь» подвергся торпедной атаке американской подводной лодки «Тунец (СС-184)» (англ. Skipjack (SS-184)). 22 ноября 1942 г. в заливе Далонг (фр. d'Along) к востоку от Хайфона «Кхай Динь» был снова атакован на этот раз группой самолетов ВВС США B-25 Митчелл и Кёртисс P-40 из 10-й воздушной армии (англ. 10th Air Force), базировавшейся в Нью-Дели, Индия. В результате бомбардировки пароход затонул, погибло 7 человек.

На фото:
1. Пароход общества РоПИТ Александр III.
2. Император Александр I. Гидроавиатранспорт.
3. Гидроплан 37, на котором летал фон Эссен. Сам лётчик стоит спиной к фотографу.
4. Гидрокрейсер "Республиканец", хотя флаг ещё Андреевский. Конец февраля 1917 г.
5. Пароход "Ламарти".
Последний раз редактировалось Туманов Вадим 16 окт 2016, 23:04, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Туманов Вадим
АКАДЕМИК ФОРУМА
Сообщения: 276
Зарегистрирован: 25 сен 2016, 15:27
Репутация: 68
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 288 раз
Контактная информация:

Мой маленький музей. - Русские авианосцы.

#14

Сообщение Туманов Вадим »

«Иператор Николай I».

«Император Николай I», с 05.1917 «Авиатор». Бывший пассажирский пароход РОПиТа , построенный в 1913 г. в Англии. Мобилизован и 23.12.1916 включен в дивизион гидрокрейсеров Черноморского флота. Официально числился посыльным судном. На вооружении имел 7 гидросамолётов Д. П. Григоровича М-5. Участвовал с другими гидроавиакрейсерами в атаке на Зонгулдак 24 января (8 февраля) 1916 г. В 1918 возвращен РОПиТ. С 1919 под французским флагом. В 1921 продан французскому владельцу под названием "Пьер Лоти". В 1940 году пароход захвачен англичанами, а в 1942 погиб, выскочив на банку Лаваль на переходе Лагос-Либерия.
На фото:
1. Пароход РоПИТ "Император Николай 1".
2. Гидроавиакрейсер "Император Николай 1-й".
3. Гидросамолёт Д. П. Григоровича М-5.
4. "Император Николай "I. Подъем гидросамолёта после полета на палубу.
5. Пароход "Пьер Лоти".


Аватара пользователя
Туманов Вадим
АКАДЕМИК ФОРУМА
Сообщения: 276
Зарегистрирован: 25 сен 2016, 15:27
Репутация: 68
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 288 раз
Контактная информация:

Re: Мой маленький музей. - Русские авианосцы.

#15

Сообщение Туманов Вадим »

"Дакия".

Построен в 1906 г в Сен-Назере (Франция). Водоизмещение 4515 тонн; размеры 106,4 х 12,4 х 5,8 метров. Мощность машин 6550 л.с; скорость 17,5 узлов; дальность плавания 5740 миль на 14 узлах. Румынский товаро-пассажирский пароход, После вступления в августе 1916 года на стороне Антанты Румынии корабельный состав ЧФ несколько увеличился: в авианесущий корабль был переоборудован пароход «Румыния», а в 1917 году четыре парохода флота Черного моря (бывшие румынские суда) – «Дакия», «Король Карл», «Император Троян» и «Принчипесса Мария» - стали авианесущими кораблями. В сентябре1916 г. пароход «Дакия» передан правительством Румынии России; в октябре 1916 г. пароход прибыл в Севастополь и 16.11.1916 г., в качестве посыльного судна включён в состав Черноморского флота. Переоборудован в гидроавиатранспорт в 1917 г. Участвовал в составе Черноморского флота в Первой мировой войне. 13 августа 1917 года «Дакия» обстреляла турецкое побережье у Тиреболу, помогая войскам вести наступление, и использовала свои гидросамолеты. «Дакия» и «Траян» несли охранение при высадке в Элеве. Позже Черноморский флот не проводил сколь-нибудь значительных операций, а к декабрю перестал существовать как таковой.19.02.1918 г. передан в рас¬поряжение Автономной Верховной румынской коллегии. 01.05.1918 г. захвачен в Севастополе германскими войсками и вскоре возвращён Румынии.

На фото:
1. "Дакия" в море.
2. "Дакия" слева в Южной бухте Севастополя.
3. Дакия слева. Фрагмент.
4. Экипаж гидроавиатранспорта "Дакия".
5. Матрос гидроавиатранспорта "Дакия". Фрагмент фотографии.
Последний раз редактировалось Туманов Вадим 17 окт 2016, 17:36, всего редактировалось 1 раз.

Ответить

Вернуться в «ФОТО КОРАБЛЕЙ ВМФ»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 11 гостей