Калмыцкие "монеты"

Ответить
Аватара пользователя
mirzao
АКАДЕМИК ФОРУМА
Сообщения: 2562
Зарегистрирован: 08 дек 2016, 21:31
Репутация: 153
Откуда: г. Ургенч
Благодарил (а): 801 раз
Поблагодарили: 1668 раз
Контактная информация:

Калмыцкие "монеты"

#1

Сообщение mirzao »

Наткнулся в инете на 2 российские "монеты" с калмыцкими надписями:
https://zen.yandex.ru/media/istokirb/ro ... 0829680922
Покажем обе эти "монеты" эдесь:
Изображение
Изображение
Автор поста переводит надпись на первой как: Зирэк сегун дайчин Манчук».
Перевод на русский язык: «Отважный полководец дайчин Манчук».

Примечание. Мончак (Пунцук) (ум. 1672) – третий главный тайша калмыков (1661–1672),
старший сын и преемник тайши Дайчина. В 1657 году тайша Мончак со своим племянником Манжиком принес
присягу на верность русскому царю и в том же году совершил удачный поход на Азов. В 1661 году
русское правительство разрешило калмыкам кочевать в степях Придонья, откуда они стали совершать
походы против крымских татар. В 1661 году престарелый главный тайша Дайчин отказался от власти
в пользу своего старшего сына Мончака. Мончак построил ряд укреплений по Волге и Дону и оказывал
военную помощь России в борьбе с Крымским ханством и Османской империей. В 1664 году Мончак за
военные заслуги получил от русского правительства символы государственной власти – серебряную булаву,
украшенную яшмой и золотом, белое знамя с красной каймой и жалование.
И надпись на второй как:
Звучание на башкирском языке:
«Тайчин Мазан-батыр. Тамга. (О)Чир-угли».
Перевод на русский язык: «Тайчин Мазан-батыр. Тамга. Сын Очира».
Примечание. Впервые имя Мазан-батыра упоминается в декабре 1661 года, когда он в своем улусе
принял отряд стрельцов из Царицына во главе с сотником Г. Голочановым. В 1673 году по просьбе
русского правительства калмыцкий тайша Аюка отправил пятитысячный отряд под командованием
Мазан-батыра на Дон в помощь царскому воеводе И.С. Хитрово, получившего приказ действовать
против Азова и Крыма. Участник Русско-Турецкой войны. После окончания войны России с Турцией
и Крымским ханством (1681 год) Мазан-Батыр со своим отрядом вернулся в свои кочевья. В 1683 году
он был смертельно ранен в своем улусе во время одного из налетов яицких (уральских) казаков.
Через несколько дней Мазан-батыр умер от ран в Яицком городке. 11 сентября в разговоре с
астраханским посланцем М. Бараковым калмыцкий тайша Аюка сообщил об убийстве
«лучшего человека Мазан-ба-атра».
Вполне возможно, что обе монеты могли быть памятными монетами Российской империи, имевшими
хождение в Калмыцком ханстве. В 1620–1680 гг. существовала Башкиро-калмыцкая конфедерация.
Таким образом, данные монеты имеют отношение к истории башкир. Продолжение следует.

Аватара пользователя
mirzao
АКАДЕМИК ФОРУМА
Сообщения: 2562
Зарегистрирован: 08 дек 2016, 21:31
Репутация: 153
Откуда: г. Ургенч
Благодарил (а): 801 раз
Поблагодарили: 1668 раз
Контактная информация:

Калмыцкие "монеты"

#2

Сообщение mirzao »

Продолжение.
Автор вышеуказанного поста не совсем уверен в том, что найденные им и рассматриваемые
предметы являются монетами: "Предположительно, – монета с имперским орлом и калмыцкой надписью.
Я не знаю калмыцкого языка и предлагаю расшифровку слов, опираясь на исторические
башкирские термины. В примечаниях даю пояснения, ссылаясь на Википедию."- это что-то новое "не знать
языка и опираясь на исторические термины предлагать расшифровку!!!" И, в конце поста:
"Вполне возможно, что обе монеты могли быть памятными монетами Российской империи, имевшими
хождение в Калмыцком ханстве. В 1620–1680 гг. существовала Башкиро-калмыцкая конфедерация.
Таким образом, данные монеты имеют отношение к истории башкир."-
т.е. находим в Википедии значимые события того времени и пристёгиваем их к данным "монетам",
предварительно "прочитав" их "должным образом"!- просто блеск!- и в то же время полная туфта!
Единственно за что можно реально зацепиться- это слова автора "По краям монеты вокруг калмыцкого
текста – вероятно, родовые тамги (4шт)". Но и здесь родовой тамгой является только лук со стрелой,
а остальные 3 штуки - раковина, колесо Сансары и ваджра- это буддийские символы, а лук со стрелой
это тамга одного из ойратских родов!
В XVII веке племена торгутов, хошутов и дербетов, покинув Джунгарию и прикочевав в степной
район между Волгой и Доном к северу от Каспийского моря, принесли с собой буддийские традиции
и развили их на новой родине. Большую роль в этом деле сыграл ойратский монах
Зая Пандита Намкхай Гьяцо (1599—1662), ставший приближённым Далай-ламы V
(прославившийся в числе прочего созданием ойратско-калмыцкой письменности).
Распространяя буддизм среди западномонгольских соотечественников, он дважды, в 1645 и в 1655 гг.,
побывал с проповедями и посвящениями в приволжских степях.
Развитие буддизма у обосновавшихся в России ойратов, ставших именоваться калмыками,
зависело от поддержания ими связей с тибетскими буддийскими иерархами. При правителе Аюке,
эти связи, несмотря на огромные расстояния, разделявшие калмыцкие степи и Тибет не только
не прекратились, но и упрочились. В Калмыкии начали строиться буддийские монастыри (хурулы),
названия которым давал лично Далай-лама.
От имени последнего в 1690 году Аюке был послан ханский титул.
Так что текст на данных "монетах" скорее всего должен был отразиться на старой уйгурской
письменности, а никак по-арабски!, и не по-фарси, и даже не по-тюрки!
И,скорее всего, это не монеты- а самые настоящие печати!

Ответить

Вернуться в «МОНЕТЫ РУСИ ДО 1700г. Обсуждение»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость